Москва, 29 янв - ИА Neftegaz.RU.Российские нефтяные компании увеличат выпуск и запасы бензина на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), что позволит стабилизировать рост розничных цен на топливо в пределах инфляции.
Об этом сообщил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) М. Шаскольский.
Тезисы М. Шаскольского:
- мы разработали и согласовали ряд мер, направленных на исключение возможности изменения цен выше инфляции. Среди таких мер - увеличение производства, увеличение запасов, увеличение объемов продаж на бирже;
- позиция нефтяных компаний в данном вопросе достаточно корректная, позитивная, ответственная. Поэтому предпосылок для роста цен для конечных потребителей выше инфляции мы не видим;
- корректировка совместного приказа с Минэнерго об увеличении минимального объема продаж дизтоплива с 5% до 7,5% будет подписана в феврале 2021 г. Нефтяники это поддерживают. По бензину будет увеличение норматива с 10% до 11%.
Весной 2018 г. резкий рост мировых цен на нефть при стабильном курсе рубля вызвал скачок стоимости топлива в России.
Тогда сначала правительство обязало нефтяников заморозить розничные цены на бензин, а позже и вовсе разработало специальный налоговый механизм - демпфер.
При высоких ценах на нефть он дает компаниям возможность получать компенсации из бюджета за сохранение цен, а в ситуации низких цен, напротив, увеличивает их отчисления в казну.
Однако рынок нефтепродуктов РФ по-прежнему подвержен влиянию неблагоприятной рыночной конъюнктуры.
Да и демпфирующий механизм до сих пор не доработан и имеет определенные изъяны.
В демпфере оптовая (индикативная) цена индексируется на 5%.
Если розничная цена находится примерно на одном уровне, а оптовая в соответствии с демпфером каждый год увеличивается на 5%, то это приводит к тому, что сквозная маржа постепенно начинает сжиматься.
В связи с этим глава Газпром нефти А. Дюков предложил перенастроить демпфер, индексируя оптовую цену не на 5%/год, а на 1,5-2% - в соответствии с инфляцией.
В 2020 г. ситуация с ростом цены нефти повторилась, но в этот раз она усугублялась влиянием пандемии коронавируса.
Беспрецедентное падение спроса на топливо вынудило многие НПЗ в России уйти на длительные ремонты.
Объем загрузки российских заводов в 2020 г. упал до 10-летнего минимума.
Между тем транспортная активность после снятия ограничений в стране резко выросла, а потребление топлива вернулось на докризисный уровень.
В результате оптовые цены на бензин летом 2019 г. побили рекорд весны 2018 г.
Тогда правительство было вынуждено запрещать импорт дешевого бензин, чтобы поддержать отечественную нефтепереработку.
В настоящее время ситуация повторяется, но теперь она усугублена ростом цен на нефть и низким курсом рубля.
Автор: Д. Савосин