Независимые АЗС Приморского края перестали продавать бензины АИ-95 и АИ-98, рассказал РБК В. Чирсков, глава Приморского топливного союза (ПТС).
Так, Например, с июля 2020 г. сеть Октант перестала продавать АИ-98 на всех своих 9 заправках.
Нет АИ-95 и АИ-98 и на половине заправок (всего 31 АЗС) сети Бензо.
Дело в том, что га Дальнем Востоке работают всего 2 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ).
А бензин на бирже продает лишь 1 из них - Комсомольский НПЗ Роснефти (владеет 30 АЗС в Приморье).
2й крупный завод в ДФО - Хабаровский НПЗ принадлежит Нефтегазхолдингу Э. Худайнатова.
Но он основную часть топлива поставляет на собственные заправки (владеет сетью из 270 АЗС в нескольких регионах Дальнего Востока, из них в Приморье - 92).
Всего в регионе работает 335 заправок, 214 из которых у независимых сетей.
С конца июня 2020 г. оптовые цены Комсомольского НПЗ превышают розничные цены на АЗС Роснефти и Нефтегазхолдинга.
По его данным, на 31 июля 2020 г. в Приморском крае розничные цены обеих компаний на АИ-95 были на 8% (почти 4 руб./л) ниже оптовых цен Комсомольского НПЗ, а на АИ-98 - почти на 6% (3 руб./л).
Владельцам независимых АЗС невыгодно покупать топливо на оптовом рынке для продажи.
Оптовые цены на АИ-95 выросли из-за ограничения предложения на бирже.
Комсомольский НПЗ продает через биржу около 120 т/сутки АИ-95, а рынку Дальнего Востока нужно не меньше 1 тыс. т этого бензина.
По словам В. Чирскова, Роснефть не удовлетворяет заявки потребителей на покупку бензина АИ-95 в мелком опте со своих нефтебаз, переориентируя их на биржу.
Впрочем в Роснефти заявление главы союза опровергают:
- заявления ПТС о занижении Роснефтью продаж топлива на Дальнем Востоке на бирже и мелким оптом являются необоснованными и не соответствующими действительности.
- заявки, поданные независимыми сетями, в июле были удовлетворены компанией в полном объеме.
- заявки на приобретение бензина марок АИ-95 и АИ-98 со стороны розничной сети Октант в июле 2020 г. не поступали.
- Комсомольский НПЗ продает на бирже 1,2 тыс. т/сутки различных видов бензина и дизтоплива, что соответствует производственным возможностям предприятия. Из них компания действительно продает 120 т/сутки АИ-95 и АИ-98
- в 1ю очередь топливом обеспечиваются собственные АЗС Роснефти, но она не является монополистом по его продаже на региональных рынках: топливо можно приобретать через биржу или у других поставщиков.
Напомним, что летом 2020 г. цены на бензин на СПбМТСБ после беспрецедентного скачка превысили рекорд весны 2018 г.
В результате сложился диспаритет розничных и оптовых цен, который привел к существенному снижению маржинальности или вовсе убыточности независимых сетей АЗС.
Проблема в том, что на Дальнем Востоке традиционно мало представлены сети АЗС ВИНКов, а большую часть рынка занимают независимые заправки.
В таких сложных условиях, их количество сокращается.
Так, например, в Хабаровском крае до 2018 г. было порядка 25 владельцев заправок, но за последние 2 года большинство из них закрылись или находятся в процедуре банкротства.
В Минэнерго и ФАС пока тактично не прокомментировали ситуацию с нехваткой бензина и его высокой оптовой стоимостью на Дальнем Востоке.
Проблемы с топливообеспечением и ценами на топливо из-за удаленности от основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и отсутствия сетей АЗС крупнейших нефтяных компаний для ДФО появилась не сегодня.
В 2019 г. независимые сети АЗС в Приморском крае сообщили о нехватке дизтоплива и бензинов в регионе, связанной с отсутствием топлива у поставщика - Роснефти.
Однако после донастройки демпфера, он должен был помочь стабилизации рынка нефтепродуктов на Дальнем Востоке.
Если нефтяные компании направляют нефть на переработку на НПЗ на Дальнем Востоке, то в формулу демпфера включаются так называемые восточные надбавки на бензин и дизтопливо, умноженные на объемы их производства на Дальнем Востоке.
Автор: Д. Савосин