Такое мнение высказал замминистра энергетики П. Сорокин на пресс-конференции.
Тезисы П. Сорокина:
- мы постоянно мониторим эффективность данного инструмента;
- на данный момент мы видим, что он свою задачу выполняет;
- нет ничего совершенного, всегда есть место для улучшения;
- мы видим ряд, скажем так, технических нюансов, которые с Минфином обсуждаем, но концептуально как механизм, в механизм эффективен, той парадигме, в которой мы находимся, то есть, темп роста цен на АЗС не выше инфляции, в такой парадигме данный механизм показал свою эффективность;
- вы это видите и по параметрам 2019 г. и, соответственно, по параметрам начала 2020 г.;
- сейчас он нормализуется;
- естественно, та ситуация, в которой мир жил последние 3-4 месяца - это катаклизм, скажем так, и социальный, и эпидемиологический, и экономический катаклизм;
- в таких условиях, естественно, все механизмы и все инструменты, которые у нас есть, они все проходят определенную проверку прочность;
- на следующей неделе мы планируем на площадке правительства с нефтяными компаниями обсудить выполнение рекомендаций по поставкам топлива на внутренний рынок и то, что нужно для этого дополнительно;
- планируется совещание в правительстве с нефтяными компании на этот счет, в т.ч., будем обсуждать отмену запрета импорта.
Демпфер был введен правительством с 1 января 2019 г. после резкого скачка цен на топливо.
Государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.
Однако, когда внешние цены на нефть низкие, компании могут продавать топливо внутри страны по ценам выше экспортных и, соответственно, импортных и вынуждены осуществлять дополнительные платежи государству.
Именно такая ситуация сложилась на рынке в настоящее время.
В конце мая 2020 г. правительство даже ввело временный запрет на ввоз в Россию бензина, дизтоплива, керосина, судового топлива и газойля до 1 октября.
10 июля 2020 г. Независимый топливный союз (НТС), объединяющий владельцев независимых сетей автозаправочных станций (АЗС), заявил, что демпфирующий механизм не выполняет своего предназначения.
Более того - именно демпфер выступил глобальной причиной текущего роста цен.
По оценкам НТС, средние и крупные независимые сети АЗС, имеющие небольшой запас топлива, закупленного ранее, не смогут выдержать текущие ценовые условия более 2-3х мес. без серьезных последствий для бизнеса.
14 июля 2020 г. глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) И. Артемьев поддержал эту позицию, заявив, что механизм демпфера в нефтяной отрасли РФ не универсален и его нужно доработать, тогда цены на автотопливо на заправках могут стабилизироваться.
Автор: А. Игнатьева