В Минэнерго РФ состоялось очередное заседание Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов.
Об этом 24 декабря 2015 г сообщает Минэнерго РФ.
В заседании приняли участие представители ФГБУ РЭА, ФГБУ Ситуационно-аналитический центр Минэнерго, ФАС РФ, ЦДУ ТЭК, СПбМТСБ, Транснефть, РЖД и нефтяных компаний.
По сообщению САЦ Минэнерго, анализ производства, отгрузок и наличия товарных остатков нефтяных компаний показывает, что ситуация с топливообеспечением РФ стабильна, предприятия нефтепродуктообеспечения, автозаправочные станции (АЗС) и аэропорты обеспечены топливом в полном объеме, запасы в большинстве регионов превышают нормативный показатель в 10 суток.
Запасы по разным видам моторного топлива в Крымском ФО составляют 36 - 42 суток.
По данным ЦДУ ТЭК, производство бензина экологических классов 4 и 5 с начала 2015 г составило 35056,5 тыс т (+0,7% к аналогичному периоду 2014 г), в тч за декабрь 2015 г - 2305,4 тыс т, за прошедшую неделю – 775,9 тыс т (+1,9 % к плану производства).
Отгрузка бензина классов 4 и 5 на внутренний рынок с начала 2015 г достигла 33097,2 тыс т (+1,8 % к аналогичному периоду 2014 г), в том числе за декабрь 2015 г– 2118,2 тыс т, за прошедшую неделю 697,5 тыс т.
Экспорт в декабре 2015 г составил составил 186,9 тыс т, за прошедшую неделю – 69,0 тыс т.
Товарные остатки на 22 декабря 2015 г составили 1580,2 тыс т, что на 265 тыс т больше, чем 22 декабря 2014 г.
Производство дизтоплива экологических классов 4 и 5 с начала 2015 г составило 61405,5 тыс т (-1,2 % к аналогичному периоду 2014 г), в том числе 4016,7 тыс т в декабре 2015 г и 1311,8 тыс т за прошедшую неделю.
Отгрузка дизельного топлива на внутренний рынок с начала 2015 г составила 29448,8 тыс т, в декабре - 2013,5 тыс т, за прошедшую неделю 624,0 тыс т.
Экспорт дизтоплива за декабрь составил 1933,9 тыс т, за прошедшую неделю – 649,5 тыс т.
Товарные остатки дизтоплива на 22 декабря составили 2470,6 тыс т.
В ходе заседания Штаба директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго М.Грязнов сообщил, что ведомство уже направило компаниям рекомендации по формированию запасов моторных топлив в 2016 г.
Рекомендации предусматривают накопление запасов автомобильных бензинов к 1 апреля 2016 г и зимнего, межсезонного и арктического дизельного топлива к 1 ноября 2016 г.
Стабильная ситуация с топливообеспечением внутреннего рынка РФ в 2015 г была достигнута благодаря социально ответственной политике российских компаний.
По информации ЗАО СПбМТСБ, с начала 2015 г ВИНКи реализовали 15227,7 тыс т нефтепродуктов, в тч 6559,8 тыс т автобензина (в декабре - 678,4 тыс т, за прошедшую неделю - 254,4 тыс т), 5015,2 тыс т дизтоплива (декабрь - 501,6 тыс т, неделя - 169,4 тыс т), 1884,6 тыс.т авиатоплива (декабрь - 115,1 тыс т, неделя - 34 тыс т) и 1768,1 тыс т топочного мазута (декабрь – 162,4 тыс т, неделя - 51,5 тыс т).
Итоги биржевых торгов сжиженными углеводородными газами (СУГ).
1я торговая сессия открылась 15 июня 2015 г в рамках реализации Совместного приказа Минэнерго и ФАС от 31 декабря 2014 г, где была установлена минимальная величина СУГ, реализуемая в ходе биржевых торгов, на уровне 5% от месячного объема производства субъектами, занимающими доминирующее положение.
В 2015 г было реализовано 23,7 тыс т СУГ для бытовых нужд и автомобильного транспорта, в том числе 3,3 тыс т в декабре и 0,73 тыс т за прошедшую неделю.
Достижение нефтеперерабатывающей отрасли РФ в 2015 г - это снижение первичной переработки нефти на 3 млн т до 288 млн т при одновременном росте объемов производства основных видов нефтепродуктов и увеличении глубины переработки нефти до 74%.
Производство бензина экологического класса 5 в РФ может вырасти в 2016 г по сравнению с 2015 г на 5,2% - до 34,6 млн т.
Потребление бензина в России в 2016 г может вырасти не более чем 0,7% и составить 35,9 млн т.
Окончательные выводы о достаточности производства бензина 5 класса для удовлетворения внутреннего рынка и прекращении его оборота с 1 июля 2016 г будут сделаны в 1й половине 2016 г.
Объем производства дизельного топлива экологического класса 5 в 2016 г прогнозируется Минэнерго на уровне 62,4 млн т при потреблении в 27,6 млн т.
Для того, чтобы обеспечить долгосрочную стабильность на внутреннем рынке моторного топлива в 2016 г будет уделено особое внимание развитию топливной инфраструктуры и резервуарного парка.
По данным Минэнерго, общий резервуарный парк по хранению н/продуктов как ВИНКов, так и независимых трейдеров составляет 8,5 млн т.
При этом в ряде регионов объемы резервуаров по хранению не соответствует объемам потребления топлива.
Минэнерго уже рекомендовало руководству Камчатского края, Тюменской, Саратовской, Свердловской, Кемеровской и Сахалинской областей подготовить программы развития инфраструктуры топливообеспечения на период до 2020 г.
Ведомство будет рекомендовать нефтяным компаниям и ряду других субъектов РФ подготовить систему хранения топлива для безболезненного прохождения периодов ремонта НПЗ и сезонных пиков спроса.
Ответственность за стабильное обеспечение топливом наряду с нефтяными компаниями должны разделить и независимые операторы топливного рынка, имеющим более 45% резервуарного парка.
Минэнерго на данный момент не видит смысла в переходе на экологический класс 6 (Евро 6), потому он не принят многими странами ЕС по ряду объективных причин.
Заявленные разработчиками стандарта значения настолько низкие, что создают объективные технические трудности и для нефтепереработчиков, и для автопроизводителей.
Проблемой станет даже измерение указанных в стандарте значений - потребуется масштабная модернизация измерительной техники и совершенствование самих методов измерений.
Решение проблемы сохранения качества нефти в системе Транснефти.
Оптимальным и менее затратным признано совместное решение о выделении отдельного высокосернистого потока нефти в направлении порта Усть-Луга.
Содержание серы в направлении порта при этом может вырасти до 2,55%.
Рассматривались возможности равномерного распределения сернистой нефти по экспортным направлениям и выделения отдельного высокосернистого потока с переработкой такой нефти на НПЗ, расположенных в местах ее добычи.
Инвестиции в строительствоНПЗ под переработку высокосернистой нефти будут иметь низкие показатели окупаемости.
Такой НПЗ требует дополнительных капзатрат и операционных расходов, связанных со сложными технологиями ее переработки, а цены н/продуктов с этого НПЗ должны соответствовать рыночным.
Это неоправданная трата денег нефтяных компаний.
Нефть с содержанием серы 2,55% имеет хороший спрос и стабильно поставляется из ряда стран Ближнего Востока на европейские рынки.
Скидка к цене такой нефти приводит к меньшим потерям для компаний по сравнению со строительством и эксплуатацией НПЗ, способного перерабатывать высокосернистую нефть.До 2018 г Минэнерго будет продолжать мониторинг качества нефти для своевременного принятия решения о формировании выделенного грузопотока высокосернистой нефти.
Отгрузки нефти на внутренний рынок в адрес грузополучателей, не указанных в реестрах ведомства как нефтепереработчики, составляет около 2 млн т.
При этом никаких НПЗ на балансе таких компаний не числится.
После обсуждения проблемы с представителями Росстандарта, прокуратуры, администрациями регионов и нефтяными компаниями было решено направить нефтяникам рекомендации включить в договор на продажу нефти целевого назначения такой поставки.
ВИНКи с пониманием откликнулись на эту рекомендацию.
А некоторые небольшие компании, в тч Уренгойская газовая компания, Геотрансгаз, Севернефтьуренгой, ДиалАльянс недопоняли задачу борьбы с производством контрафактного топливо.
По словам М.Грязнова, энергетическое ведомство направило запросы в администрации субъектов РФ о деятельности таких грузополучателей. Только из 30 субъектов РФ Минэнерго получило полную информацию о таких г/получателях.
Ленинградская, Владимирская, Московская, Новосибирская области, Дагестан и Красноярский край, не представили информацию, позволяющую определить цель покупаемой нефти, наличие НПЗ и перечень выпускаемой продукции.
Тем не менее, работа проделана и консолидированные результаты буду переданы в Генпрокуратуру и Росстандарт.