Москва, 28 авг - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго и ФАС опубликовали совместное сообщение о стабильности ситуации на внутреннем рынке топлива. По данным ведомств, производство бензина и дизтоплива растет, поставки на внутренний рынок увеличиваются, а экспорт находится на минимальном уровне.
Соответствующее сообщение было опубликовано на сайте ФАС 27 августа 2018 г.
Заявление было опубликовано в ответ на заявления Российского топливного союза и ряда других экспертов о приближающемся новом скачке цен на топливо в России осенью 2018 г.
Одним из поводов к таким прогнозам стало решение правительства о повышении акцизов с января 2019 г.
Баланс автомобильного бензина.
За 7 месяцев 2018 г производство автомобильного бензина класса 5 составило 21,9 млн т, что на 759 тыс т (на 3,6%) больше, чем за аналогичный период 2017 г.
В августе 2018 г нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) планируют произвести 3,5 млн т автомобильного бензина класса 5.
С учетом завершения внеплановых ремонтов на Куйбышевском и Ачинском НПЗ Роснефти отмечаются ожидания о полном выполнении заявленных планов по производству бензина.
За 7 месяцев 2018 г на внутренний рынок поставлено 20,2 млн т автомобильного бензина 5 класса, что на 146 тыс т (на 0,7%) больше, чем за аналогичный период 2017 г.
В августе 2018 г запланировано поставить на внутренний рынок 3,4 млн т, что на 72,6 тыс т (на 2,2%) больше, чем за тот же период 2017 г.
Экспорт автомобильного бензина, связанный, в т.ч с поставками российскими компаниями на собственные АЗС в странах ЕАЭС, находится на минимальном уровне (6,8% от объема производства).
Рост объемов экспорта наблюдается у компаний, которые ввели новые вторичные нефтеперерабатывающие мощности (Киришский НПЗ Сургутнефтегаз и Антипинский НПЗ Группы Новый Поток).
При этом подтверждена возможность и готовность компаний переориентировать часть экспортных объемов на внутренний рынок в августе-сентябре 2018 г при наличии такой потребности и заявок участников рынка с учетом плановых и внеплановых ремонтов на НПЗ.
В настоящий момент остатки автомобильного бензина составляют
1,8 млн т, что на 70 тыс т больше уровня 2017 г.
Достигнутые производственные показатели указывают на отсутствие предпосылок для нарушения стабильного топливообеспечения автомобильным бензином внутреннего рынка РФ.
По планам компаний в августе 2018 г должно быть реализовано на биржевых торгах 643,5 тыс т автомобильного бензина (в среднем 19% от объема поставок на внутренний рынок).
По состоянию на 22 августа 2018 г указанные планы перевыполняются на 63 тыс т (+14%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном объеме и по приемлемым ценам.
Баланс дизельного топлива.
За 7 месяцев 2018 г производство дизтоплива класса 5 составило 44, 3 млн т, что на 2,1 млн т (на 5,0%) больше, чем за аналогичный период 2017 г.
За 7 месяцев 2018 г отгрузка дизтоплива класса 5 на внутренний рынок составила 21,7 млн т, что на 1,5 млн т (на 7,6%) больше, чем за аналогичный период 2017 г.
Внутреннее потребление дизтоплива составляет 49% от объема производства.
По состоянию на 20 августа 2018 г запасы дизтоплива на НПЗ, ПНПО и в системе Транснефти находятся на высоком уровне - 2,4 млн т (на 128 тыс больше, чем в 2017 г).
По планам компаний в августе 2018 г должно быть реализовано на биржевых торгах 534,4 тыс т дизтоплива (в среднем 19% от объема поставок на внутренний рынок).
По состоянию на 22 августа 2018 г указанные планы перевыполняются на 38 тыс т (+10,5%), что оказывает благоприятное воздействие на стабилизацию ситуации с обеспечением поставок независимым участникам рынка в достаточном объеме и по приемлемым ценам.
ФАС и Минэнерго рекомендует компаниям, не участвующих в биржевых торгах автомобильного бензина и дизтоплива или реализующих незначительные объемы на бирже, начать организовывать соответствующие поставки для формирования более четких ценовых индикаторов на нефтепродуктовых рынках.
Вопросы рыночного ценообразования на рынке моторного топлива
В соответствии с законодательством РФ цены на нефтепродукты не подлежат государственному регулированию, т.к они не относятся к продукции естественных монополий.
Ценообразование складывается на основании конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, а также с учетом экспортной альтернативы.
Основными объективными факторами, определяющими динамику роста цен на топливо, стали увеличение мировых цен и налоговых ставок акциза при одновременном снижении ставок вывозных таможенных пошлин в рамках реализации налогового маневра в нефтяной отрасли и изменении чувствительности корректировки курса долл США в зависимости от колебаний цен на нефть.
Минэнерго и ФАС осуществляют ежедневный мониторинг производства и поставок бензина и дизтоплива на внутренний рынок РФ, планов и фактического осуществления ремонтов на НПЗ, а также ценовой ситуации на оптовых и розничных рынках моторного топлива.
На сегодняшний день ситуация с топливообеспечением стабильная.