Минск, 20 июн - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин 19 июня 2018 г посетил с рабочим визитом Республику Беларусь для участия в заседании Высшего Госсовета Союзного государства.
В состав российской делегации, в частности вошли, премьер-министр РФ Д. Медведев, председатель Совета Федерации В. Матвиенко, председатель Госдумы В. Володин.
Перед заседанием Госсовета прошли переговоры В. Путина и президента Белоруссии А Лукашенко.
Президенты обменялись мнениями по актуальным 2-сторонним и международным вопросам, в частности по взаимодействию в интеграционных форматах и на международных площадках.
Эту встречу В. Путин охарактеризовал как весьма полезную, содержательную и прошедшую в традиционно дружеской и конструктивной атмосфере.
В ходе заседания Госсовета обсуждались вопросы дальнейшего расширения 2-стороннего сотрудничества, развития интеграционных процессов и наращивания взаимодействия в экономической сфере.
В. Путин отметил динамичный рост показателей взаимной торговли и инвестиций в рамках Совместного государства.
В 2017 г российско-белорусский товарооборот увеличился на 23,5% и составил 32,4 млрд долл США.
По состоянию на конец 2017 г в Белоруссию поступило свыше 3,9 млрд долл США российских инвестиций, из Белоруссии в Россию - 620 млн долл США.
Так, российские компании сооружают в Белоруссии завод по производству технического углерода, используемого в автомобильной и химической промышленности, возводят фабрику строительных материалов, предприятия по переработке зерновых культур.
Отдельно В. Путин отметил, что энергетика была и остается одним из важнейших направлений российско-белорусского сотрудничества.
Россия надежно снабжает Белоруссию энергоресурсами - в 1м квартале 2018 г поставлено 4,5 млн т нефти и 6 млрд м3 газа.
Но этим сотрудничество не ограничивается - Россия и Белоруссия реализуют совместные проекты по модернизации газотранспортной системы (ГТС) Белоруссии.
Россия до 2020 г инвестирует около 2,5 млрд долл США в обновление белорусского участка магистрально газопровода (МГП) Ямал - Европа.
Сумма немалая - почти 1/4 стоимости строительства морского газопровода Северный поток-2.
Еще более 1 млрд долл США будет направлено на финансирование строительства дополнительных подземных хранилищ газа (ПХГ).
В. Путин отметил, что белорусский маршрут экспорта российских углеводородов приобретает большее значение.
По словам президента, это связано с неудовлетворительным состоянием других маршрутов экспорта российских углеводородов, в частности газа, в Европу.
Какие конкретно маршруты имеются в виду В. Путин не уточнил.
Потенциальных кандидатов немного - печальное техническое состояние украинской ГТС становится уже общим местом.
А существенное снижение объемов транспортировки российского газа, ожидаемое после 2019 г, сделает ГТС Украины нерентабельной.
В ответ Украина пытается всеми силами блокировать проект по строительству МГП Северный поток-2.
А для своей ГТС Украина уже много лет ищет крупного иностранного инвестора, но желающих мало...
Последняя инициатива президента Украины П. Порошенко - предложение Германии создать международный консорциум по управлению ГТС Украины.
При этом условием участия Германии в консорциуме является остановка МГП Северный поток-2.
Реалистичность такой инициативы вызывает большие сомнения.
Помимо модернизации ГТС Белоруссии, Россия строит Белорусскую АЭС, которая позволит полностью обеспечить растущие потребности страны в электроэнергии.
В конце 2019 г состоится запуск 1го энергоблока Белорусской АЭС, а в 2020 г - 2го.
Объем российских капвложений в строительство АЭС составит 10 млрд долл США.
Важными направлениями сотрудничества также является промышленная сфера и выпуск наукоемкой продукции.
В ходе заседания Госсовета был принят перечень приоритетных направлений дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 гг.
В числе первоочередных поставлены задачи по усовершенствованию делового климата, устранению остающихся барьеров и ограничений на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, гармонизации нормативно-правовой базы.
Россия и Белоруссия намерены проводить согласованную макроэкономическую политику, денежно-кредитную, валютную, ценовую, налоговую политику.
1 из ключевых инструментов достижения зафиксированных в этом документе целей является повышение системного взаимодействия профильных организаций России и Белоруссии.
Эта задача возложена на Постоянный комитет Союзного государства.
А. Лукашенко отметил укрепление российско-белорусских экономических связей, а также важность реализации программы согласованных действий в области внешней политики на 2018-2019 гг.
При этом президент Белоруссии признал наличие спорных вопросов, которые иногда возникают в белорусско-российских отношениях.
Эти вопросы решаются традиционно - в духе взаимопонимания и компромисса.