USD 109.5782

+1.57

EUR 116.141

+3.05

Brent 73.24

+0.56

Природный газ 3.337

+0.04

5 мин
...

Блочно-модульный подход к обустройству месторождений: эффективность и новые решения на ММГ

Специалисты отрасли обсудили решения, позволяющие сделать строительство инфраструктурных объектов на Крайнем Севере более технологичным, выгодным и безопасным.

Блочно-модульный подход к обустройству месторождений: эффективность и новые решения на ММГ

Источник: пресс-служба «Газпромнефть-Заполярья»

Санкт-Петербург, 29 ноя - ИА Neftegaz.RU. 21 ноября в рамках 2й отраслевой конференции «Нефтегазовая инфраструктура на многолетнемерзлых грунтах» состоялся Круглый стол на тему «Наземная инфраструктура», посвященный проблематике строительства нефтегазовых объектов в зоне многолетней мерзлоты, где сегодня сосредоточены основные интересы российских добывающих компаний.
Конференция была организована компанией «Газпром нефть» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ).

Участниками круглого стола стали представители «Газпром нефти», компаний-изготовителей блочно-модульных конструкций, теплоизоляции, конструкций из полимерных композиционных материалов (ПКМ), а также инженерно-производственных предприятий. Модераторами выступили старший менеджер программ по реализации проектов новых технологий «Газпром нефти» С. Ялыгин и руководитель направления «Капитальное строительство нефтегазовых объектов» СПбПУ В. Токарев.

Целью дискуссии стала совместная выработка решений, позволяющих сделать строительство инфраструктурных объектов на Крайнем Севере более надежным, выгодным и безопасным.

Открывая круглый стол, С. Ялыгин остановил свое внимание на том, что внедрение инноваций, особенно в сфере капитального строительства – это очень сложный процесс, ограниченный как нормативно-методической документацией, так и недостаточными темпами внедрения НИОКР. С другой стороны, развитие проектов в криолитозоне имеет стратегическое значение и развитие надежных и экологичных решений для этого региона - одна из ключевых задач.

Напомним, что от качества и скорости обустройства месторождений напрямую зависит выполнение компанией запланированного объема добычи углеводородов. При этом, если мы говорим о строительстве инфраструктурных объектов в криолитозоне, например, на удаленных участках в Восточной и Западной Сибири, этот процесс будет неизбежно связан с целым рядом вызовов, в том числе повышенными требованиями к строительным конструкциям, суровыми климатическими условиями, сложной логистикой и так далее. В этой связи крайне важен комплексный подход к строительству, учитывающий множество нюансов и нацеленный на сокращение сроков возведения объектов без ущерба для производственной безопасности и экологии.

О таком подходе рассказал технический директор «Газпромнефть-Заполярья» В. Столяров. Он пояснил, что поскольку нефтегазовые проекты сегодня в основном сосредоточены вдали от логистических хабов, на первый план для компании выходит решение таких задач, как снижение металлоемкости каждого объекта, а также переход к блочно-модульному строительству в таких регионах.

Блочно-модульные конструкции поставляются на месторождения в максимальной заводской готовности. Это позволяет сократить сроки строительства и площадь застройки, минимизировать затраты на инженерную подготовку и коммуникации, а также уменьшить металлоемкость объектов, снижая таким образом их воздействие на многолетнемерзлые грунты.

Опыт строительства объектов по такой технологии у «Газпромнефть-Заполярья» большой. Так, в 2024 г. компания запустила в эксплуатацию инфраструктуру для промышленной добычи углеводородов в блочно-модульном исполнении на участке 3А ачимовских залежей Уренгойского месторождения в ЯНАО, и это не первый проект. Благодаря такому подходу сроки строительства были значительно сокращены – период от выбора концепции разработки до запуска проекта составил всего 3 года.

Кроме того, в сентябре 2024 г. на месторождении в Восточной Сибири «Газпромнефть-Заполярье» запустило в эксплуатацию современные блочно-модульные жилые дома для вахтовиков, которые пришли на смену вагон-городкам. Такие жилые комплексы устанавливаются в течение суток и при необходимости могут быть быстро перемещены на другие участки.

«Сегодня «Газпром нефть» запускает свои проекты в эксплуатацию в среднем в два раза быстрее, чем буквально 7-10 лет назад. Мы активно используем 3D-моделирование, т.к. это позволяет на начальном этапе учесть все компоновочные решения и оценить удобство эксплуатации объектов. Все оборудование длительного цикла изготовления перед отправкой на объект обязательно проходит процедуру комплексной сборки, чтобы мы были уверены в том, что все модули нашего объекта стыкуются между собой и мы не столкнемся с этими сложностями при монтаже. Эти шаги помогают нам реализовывать проекты на Крайнем Севере с необходимой для нас эффективностью», – пояснил В. Столяров.

Возможности тиражирования такого подхода сегодня ограничиваются нехваткой квалифицированных кадров, особенно 3D-проектировщиков и инженеров. Например, возможность провести на производстве лазерное 3D-сканирование изделий вместо физической контрольной сборки дополнительно бы сократило сроки запуска объектов в эксплуатацию.

Не менее важной стала дискуссия участников круглого стола вокруг возможности применения композитных материалов в строительстве нефтегазовых объектов. Несмотря на то, что замена металлической арматуры на композитную поможет существенно увеличить срок службы железобетонных конструкций – проблемы, связанные с ее применением в нефтегазе, не теряют своей актуальности.

Отметим, что композитные материалы являются конструкционными и могут быть как металлическими, так и неметаллическими. В их состав входят усиливающие элементы в виде волокон и нитей из более прочного материала, например, углеродного волокна, стекло- или базальтопластика. Такой усовершенствованный материал, по словам технического директора НИП нанотехнологий и композитов «СИБИРЬ» А. Волкова, обеспечивает изделиям лучшие механические характеристики, коррозионную или абразивную стойкость, делая их более долговечными и сокращая общее техническое обслуживание. В качестве одного из примеров он привел мобильные дорожные покрытия (плиты) из композитного материала для прокладки дорог в условиях мерзлых грунтов. Такое покрытие выдерживает большие нагрузки, имеет увеличенный срок службы, не подвержено обледенению, не повреждает земляной покров, его можно быстро демонтировать и перевезти на другой объект, а в основе – материал из переработанных покрышек.

Тем не менее в настоящее время практически любая конструкция из металла или бетона стоит в 2-3 раза дешевле композитного решения, вне зависимости от того, какие полимеры там применяются. Таким образом, проблема номер один – это снижение себестоимости полимеров без потери качества. Очевидного решения пока нет, но адаптивность композитов к конкретным требованиям того или иного проекта делают их использование в будущем весьма перспективным. Пока же, как отметили участники дискуссии, применение композитных конструкций в нефтегазовых проектах возможно только после тщательной экономической оценки в каждом конкретном случае.

Генеральный директор «ПСМ-Стандарт», член правления Ассоциации ПСМ ЕАЭС А. Горохов обратил внимание участников круглого стола на важность совершенствования нормативно-технического регулирования строительной отрасли, направленного на ускорение ввода объектов в эксплуатацию, а также применение инновационных решений в строительстве. Он подчеркнул, что разработка Специальных технических условий (СТУ) и других нормативных актов должна проводиться при активном участии отраслевых компаний и других заинтересованных сторон.

Таким образом, все участники круглого стола отметили, что для решения озвученных вопросов необходима консолидация усилий проектных, научных компаний, производителей оборудования, недропользователей и госорганов. Кроме того, конференции и круглые столы также дают возможность обмена опытом и знаниями между специалистами различных отраслей, что способствует развитию передовых решений в области нефтегазовой инфраструктуры на многолетнемерзлых грунтах.



Автор: А. Никитина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram