Об этом сообщает Росэнергоатом.
Речь идет об испытаниях головного образца нового транспортно-упаковочного контейнера ТУК-137Т.Р.
Испытания контейнера для ОЯТ на ЛАЭС
- проводились в рамках планового капремонта на энергоблоке №6;
- велись в холодном режиме;
- в каждую из 18 ячеек контейнера поочередно был установлен имитатор тепловыделяющей сборки (ТВС), идентичный реальному по весу и габаритам.
Новый ТУК-137Т.Р по сравнению предыдущими версиями:
- не зависит от импортных комплектующих;
- предполагает транспортировку ТВС с более высокими радиационными и тепловыми нагрузками;
- вмещает в себя больше кассет с ОЯТ - 18 вместо 12-ти, сохраняя при этом габариты предыдущей серии.
Успешное проведение всех операций подтвердило совместимость ТУК-137Т.Р с оборудованием энергоблока № 6 и возможность его использования при выполнении технологических операций с ОЯТ.
По словам главного инженера Ленинградской АЭС-2 А. Беляева, контейнер нового поколения - это:
- унифицированное решение для всех АЭС российского проекта ВВЭР-1200, обеспечивающее безопасную транспортировку ОЯТ;
- важный шаг к переходу российской атомной отрасли на сбалансированный ядерный топливный цикл, который базируется на концепции многократного использования ЯТ в целях снижения добычи природного урана и сокращения объемов отходов, направляемых на окончательную консервацию.
По данным Росэнергоатома, следующим этапом после холодных испытаний на ЛАЭС-2 станут испытания на Белорусской АЭС.
Их результаты будут учтены в конструкции серийных ТУК-137Т.Р, предназначенных для вывоза ОЯТ с российских АЭС с реакторами ВВЭР-1200 и с Белоруской АЭС на предприятия ядерного-топливного цикла начиная с 2027 г.
Подготовка к их производству уже началась.
Первые партии ОЯТ с энергоблоков № 5 и № 6 ЛАЭС, введенных в промэксплуатацию в 2018 и 2021 гг., планируют вывозить за пределы здания реактора уже через несколько лет.
К этому времени планируется получить 4 транспортно-упаковочных комплекта.
Транспортно-упаковочные контейнеры серии 137Т.Р
- это инновационная отраслевая разработка, направленная на создание целого контейнерного парка для реакторов ВВЭР-1200, сооружаемых при поддержке Росатома как в России, так и за рубежом - в Белоруссии, Турции, Венгрии и Бангладеш;
- новый контейнер будет применяться на предприятиях ядерно-топливного цикла, осуществляющих централизованно обращения с ОЯТ АЭС, а также на АЭС Росэнергоатома с энергоблоками ВВЭР-1200;
- планируется, что впоследствии контейнеры семейства ТУК-137Т будут использовать и для хранения ОЯТ.
Ленинградская АЭС
- одна из крупнейших атомных станций в России по установленной мощности - 4 400 МВт;
- здесь эксплуатируются 4 блока РБМК-1000 и 2 блока ВВЭР-1200;
- энергоблоки №1 и 2 РБМК-1000 остановлены для вывода из эксплуатации после 45 лет службы;
- им на смену в 2018 и 2021 гг. были введены 2 блока ВВЭР-1200;
- проектный срок их службы составляет 60 лет с возможностью продления на 20 лет;
- еще 2 новых энергоблока №7 и №8 ВВЭР-1200 ЛАЭС планируется ввести в эксплуатацию в 2030 и 2032 гг. соответственно;
- они станут замещающими мощностями энергоблоков №3 и №4 РБМК-1000;
- ежегодная выработка каждого энергоблока ВВЭР-1200 - более 8,5 млрд кВтч.