Москва, 24 ноя - ИА Neftegaz.RU. На единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС, базируется в г. Певеке Чукотского АО) приступили к уникальным работам по 1й в истории станции перегрузке ядерного топлива (ЯТ).
Об этом сообщает пресс-служба Росэнергоатома.
Загрузку кассет со свежим ЯТ осуществили в 1 из 2х
реакторов - правого борта плавучего энергоблока (ПЭБ) «Академик Ломоносов».
Ранее они были доставлены в порт г. Певека по Северному морскому пути (СМП) в специальных транспортировочных контейнерах, которые сразу по прибытии переместили на борт ПЭБ.
Производителем ЯТ для ПАТЭС «Академик Ломоносов» является Машиностроительный завод (МСЗ, предприятие топливной компании Росатома ТВЭЛ).
Тезисы главного инженер-механика ПАТЭС А. Федотов:
- при проведении работ по перегрузке ЯТ были выполнены все необходимые мероприятия по обеспечению требований радиационной безопасности;
- перед загрузкой в реактор каждая из 121 сборок с топливом прошла строгий приемочный контроль;
- все сборки после тщательной проверки специалистами будут последовательно помещены в реактор при помощи автоматизированного кранового оборудования.
По словам начальника отдела ядерной безопасности - главного физика ПАТЭС М. Шамамбаева, радиационный фон на территории расположения ПАТЭС при проведении данных работ не изменялся и соответствовал уровню естественного природного фона, характерного для г. Певека.
Источник: Росатом
Следующая перегрузка ЯТ - уже на реакторной установке левого борта ПЭБ «Академик Ломоносов» - запланирована на 2024 г.
ПАТЭС «Академик Ломоносов»
- в составе ПАТЭС 2 реакторные установки ледокольного типа КЛТ-40С:
- на таких реакторах замена ЯТ происходит не так, как на стандартных наземных атомных энергоблоках большой мощности (частичная замена топлива один раз в 12–18 месяцев), а раз в несколько лет с полной выгрузкой всей активной зоны реактора и полной загрузкой свежего топлива,
- активные зоны реакторов КЛТ-40С обладают рядом преимуществ по сравнению с референтными:
- впервые в истории установки применена кассетная активная зона, которая позволила:
- увеличить энергоресурс топлива до 3–3,5 лет до перегрузки,
- снизить в 1,5 раза топливную составляющую себестоимости электроэнергии;
- опыт эксплуатации ПАТЭС лег в основу проектов реакторов атомных ледоколов новейшей серии 22220,
- в настоящий момент спущены на воду 3 таких ледокола (Арктика, Сибирь, Урал);
- общая мощность ПАТЭС, выдаваемая в береговую сеть Певека без потребления берегом тепловой энергии, составляет около 70 МВт, а в режиме выдачи максимальной тепловой мощности - порядка 44 МВт;
- выработка электроэнергии на ПАТЭС по итогам 2023 г. составила 200 млн кВтч;
- население Певека - немногим более 4 тыс. человек, при этом ПАТЭС потенциально может обеспечить электроэнергией город с населением до 100 тыс. человек;
- энергоустановки ПАТЭС были впервые подключены к электросети в декабре 2019 г., а в мае 2020 г.- введены в промышленную эксплуатацию.
Ввод ПАТЭС на Чукотке был призван решить 2 ключевые задачи:
- во-первых, это замещение выбывающих мощностей Билибинской АЭС, действующей с 1974 г., а также Чаунской ТЭЦ, которой уже более 70 лет;
- во-вторых - энергоснабжение основных горнодобывающих предприятий, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле - большого рудно-металлического кластера, в том числе золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.
Автор: А. Гончаренко