Об этом сообщила пресс-служба Атомэнергомаша.
Тезисы компании:
- по результатам длительных испытаний образцы перспективных материалов продемонстрировали возможность повышения следующих эксплуатационных характеристик:
- температура (400-430 оС) и давление (27 Мпа), что в целом существенно увеличит КПД энергетической установки;
- перспективные материалы позволят обеспечить проекты реакторов будущих поколений высоконадежными и высокоресурсными корпусами.
- новые материалы предполагается использовать и при проектировании реакторов т. н. промежуточной инновационной линейки развития ВВЭР - реакторов ВВЭР-С со спектральным регулированием потока нейтронов.
Реакторы ВВР-С и ВВР-СКД
ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор) - водо-водяной корпусной энергетический ядерный реактор с водой под давлением.Представитель одной из наиболее удачных ветвей развития ядерных энергетических установок, получивших широкое распространение в мире.
Общее название реакторов этого типа в других странах - PWR, они являются основой мировой мирной ядерной энергетики.
Принципиальное отличие реакторов ВВЭР-С от обычных ВВЭР заключается в:
- спектральном регулировании - отказе от жидкостного борного регулирования и управлении реактором за счет: изменения водно-уранового соотношения в активной зоне путем введения туда и выведения из нее вытеснителей по ходу топливной кампании;
- способности работать в различных топливных циклах - как в открытом, так и в замкнутом.
Реакторы ВВЭР-СКД, т.н. «супер-ВВЭР» - следующий этап развития реакторов ВВЭР в долгосрочной перспективе:
- КПД такой установки может достигать 45% (современные АЭС по этому показателю не превосходят 35%, в то время как КПД тепловых электростанций - 40-43%);
- коэффициент воспроизводства топлива - приближен к единице, что означает, что сколько топлива загрузят в активную зону, столько же потом оттуда получат для дальнейшего использования;
- существенный экономический эффект от снижения затрат расхода теплоносителя.
Концепция реакторной установки ВВЭР-СКД позволяет перейти к так называемому быстро-резонансному спектру нейтронов и к самообеспечению топливом в замкнутом ядерном топливном цикле.
Напомним, что в сентябре 2021 г. в России впервые с применением аддитивных технологий был изготовлен опытный образец сепарационного элемента для энергетических установок серийных атомных ледоколов.