Вице-премьер Ю. Борисов побывал на предприятиях композитного дивизиона Росатома UMATEX в Татарстане
Об этом сообщил Росатом.
В мероприятии приняли участие президент Татарстана Р. Минниханов, замминистра промышленности и торговли РФ О. Бочаров, 1й зампредсед коллегии Военно-промышленной комиссии РФ А. Ельчанинов, 1й замгендиректора Корпорация Иркут, гендиректор АО АэроКомпозит А. Гайданский, гендиректор ОНПП Технология им. А.Г. Ромашина А. Силкин, председатель совета директоров ИТЭКМА В. Авдеев, гендиректор ОЭЗ Алабуга Т. Шагивалеев.
В ходе совещания под председательством Ю. Борисова в ОЭЗ Алабуга обсуждались вопросы импортозамещения композитных материалов для гражданского авиастроения и других отраслей промышленности.
В частности, было отмечено, что, начиная с 2019 г. удалось полностью импортозаместить компонентную базу для создания композитного крыла, элементов механизации, центроплана и хвостового оперения российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300.
2ю очередь завода АЛАБУГА-ВОЛОКНО Ю. Борисову презентовал гендиректор композитного дивизиона Росатома UMATEX А. Тюнин.
Он отметил, что введение новых мощностей позволит обеспечить потребности российского рынка в среднепрочном, высокопрочном, высокомодульном углеродном волокне и закрепить импортонезависимость РФ в сфере композитных материалов, а также успешно конкурировать на международных рынках с продукцией, не уступающей по качеству и цене зарубежным аналогам.
В настоящее время АЛАБУГА-ВОЛОКНО выпускает углеродные волокна различных номиналов, от 3К (3000 элементарных волокон в жгуте) до 50К с прочностью до 4,9 ГПа и модулем упругости до 260 ГПа.
Этот материал состоит из тонких нитей диаметром от 3 до 15 микрон, образованных преимущественно атомами углерода.
Композиты на основе углеродного волокна отличаются легким весом, повышенной прочностью и высокими антикоррозионными свойствами, поэтому эти материалы востребованы в самых разных отраслях промышленности.
Традиционными сферами применения композитов являются авиастроение, судостроение, энергетика, машиностроение.
Впрочем, композиты занимают место и в перспективных индустриях.
Например, система внешнего армирования композитами позволяет вернуть несущую способность конструктивных элементов зданий и сооружений.
Использование этих материалов особенно актуально при реконструкции зданий, представляющих историческую ценность.
Баллоны, изготовленные из углеродного волокна, отличаются высокой прочностью и выдерживают давление в сотни атмосфер, при этом они в 3-4 раза легче металлических аналогов.
Еще 1 перспективное направление - создание деталей кузова автомобиля.
Применение этого материала позволяет существенно снизить вес конструкции, повысить маневренность и топливную эффективность, что особенно актуально для производства электромобилей.
В ветроэнергетике углеродные волокна используются для создания ребра жесткости в ветролопасти.
Углеродное волокно применяется в создании спортивного инвентаря: клюшек, удочек, горных и беговых лыж и других спортивных снарядов.
Автор: А. Игнатьева