12 сентября 2012 г завершена значительная часть пути ледокольной проводки отряда кораблей Северного флота (СФ) во главе с тяжелым атомным ракетным крейсером (ТАРКР) Пётр Великий.
По сообщению Минобороны, 4 атомных ледокола сумели преодолеть районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Бориса Вилькицкого, расположенного между полуостровом Таймыр и архипелагом Северная Земля.
Командующий СФ адмирал В. Королёв, руководивший всем арктическим экспедиционном корпусом отмечает, что уникальность всей операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерации, в лице тяжелого атомного ракетный крейсер Пётр Великий и 4-ре атомных ледокола Росатом – Ямал, Вайгач, 50 лет Победы и Таймыр.
В Арктике совершена проводка отряда кораблей Северного флота 4 атомными ледоколами.
Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения СФ осуществлялась более 40 часов.
Около 400 миль отряд кораблей прошел в сопровождении атомных ледоколов, надежно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность.
Во время прохода районов со сложной ледовой обстановкой активно работала авиагруппа, базирующаяся на ТАРКР Пётр Великий.
Корабельные летчики совершили 4 вылета на вертолетах Ка-27 для проведения ледовой разведки по маршруту следования отряда кораблей, а также ряд посадок на палубы атомных ледоколов.
В ближайшие дни эскадра продолжит плавание в восточном направлении, вступив в акваторию моря Лаптевых.
С целью обеспечения безопасности мореплавания, на протяжении всего пути корабельные вертолетчики осуществляют воздушную разведку, наблюдая за ледовой обстановкой в районах плавания.
Отряд боевых кораблей и судов обеспечения СФ вышел из г Североморска 3 сентября 2013 г.
За время похода он совершил переход Баренцевым и Карским морями и преодолел более 1,5 тыс морских миль.
Отметим, что это уже 2-й масштабный поход кораблей Северного флота в Арктику за последние 2 года.
В 2012 г корабли СФ РФ во главе с флагманом - ТАРКР Пётр Великий провели ряд учений близ трассы Северного морского пути, а морские пехотинцы впервые в истории российского ВМФ осуществили высадку морского десанта на необорудованное побережье острова Котельный архипелага Новосибирских островов.
Необходимость усиления Северного флота и регулярно проводимые в этих акваториях учения вызваны оживлением движения по СевМорПути и началом разработок на этой территории крупных нефтегазовых месторождений.
Россия держится за этот важнейший в будущем, да уже и сейчас регион.
К 2020 г в Россия должна построить 3 новых атомных ледохода, причём средства из бюджета на это уже выделены.
По сути - это будущее российского судоходства на СМП, ведь из 5 атомных ледоколов ныне действующих на СевМорПути, к тому времени в строю останется лишь 1.
К 2020 г у 4-х из 5-ти ныне действующих ледоколов будет исчерпан ресурс, и на СМП останется только один из них, построенный в 2007 г – ледокол «50 лет Победы», который является самым мощным в мире ледоколом подобного класса.
От развития атомного ледокольного флота зависит по сути развитие СевМорПути столь важного для России.
В июле 2012 г В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения - Администрация Северного морского пути.
О необходимости развития Севморпути говорили многие политики.
По мнению В.Язева «развитие Северного морского пути позволит России стать лидером в освоении Арктики».
Для круглогодичной навигации по Севморпути нужен мощный ледокольный флот.
В связи с интересом к углеводородам развитие СМП может быть более эффективным.