9 апреля стартовала экспедиция Научно-исследовательского института Арктики и Антарктики на атомном ледоколе «Ямал» Росатомфлота, осуществляемая по заказу нефтяных компаний Роснефть и Exxon Mobil и нацеленная на изучение ледовых и гидрометеорологических условий на акватории юго-западной части Карского моря, моря Лаптевых. Ледокол вышел из порта приписки Мурманск.
Экспедиция станет продолжением изысканий, которые проводились на атомоходе «Ямал» ровно год назад. «Запланирован значительный комплекс исследований, - рассказал подробности руководитель экспедиции Андрей Тюряков. - Мы будем заниматься изучением всех характеристик морского льда: морфометрических характеристик, физико-механических свойств дрейфующего льда. Будем изучать айсберги, их дрейф, геометрические размеры, включая размеры подводной части. Будем заниматься изучением гидрологического режима морей Карского, Лаптевых, р-на Новосибирских островов».
А. Тюряков отметил также техническую оснащенность предстоящих работ: запланированы изыскания с помощью спускаемых подводных аппаратов, беспилотного летательного аппарата, который будет помогать осуществлять аэро- и фотосъемку ледяного покрова морей, установки буев на айсберги для отслеживания дрейфа.
В планах - большое количество исследований с воздуха - с помощью вертолета Ка-32. «Эти изыскания носят прикладной характер, заказчик – нефтяная компания Роснефть, они предполагают совместно с Exxon Mobil в ближайшее время начать добычу углеводородов в указанном районе, - продолжил он. - Наши задачи - исследовать условия в районах будущих работ, в морях, где на протяжении 10-11 месяцев присутствует ледяной покров, рассчитать и минимизировать риски, связанные с влиянием льда на инженерные сооружения, которые строятся на шельфе, включая платформу и терминалы для подхода судов в будущем».
Перед экипажем атомного ледокола стоит задача пройти по заранее утвержденному маршруту и посетить все заранее оговоренные точки, вне зависимости от ледовой обстановки. «Маршрут достаточно сложный, в это время в Арктике имеет место максимальное развитие льда по площади и его толщине, - рассказывает третий старший помощника капитана а/л «Ямал» Сергей Крюков. - Работа с экспедицией заключается в приходе в утвержденную точку, осуществлении высадки участников и выгрузки на льдину оборудования, а после окончания их работы - в загрузке экспедиции обратно и продолжении следования согласно программе».