26 сентября 2014 г в г Владивостоке под руководством полпреда президента РФ Ю. Трутнева состоялось совещание о развитию атомной энергетики на Дальнем Востоке и обеспечению радиационной и ядерной безопасности дальневосточного региона.
«Составлен перечень проектов и получено финансирование по ряду из них. Странно строить АЭС во всех странах мира и не развивать это в своей стране. Дальний Восток нуждается в энергии, здесь расстояния колоссальные и источники генерации должны быть близки», - пояснил основную цель совещания Ю.Трутнев.
Доля электроэнергии, производимой на АЭС, в ДВФО составляет 0,4% от общего количества.
Напомним, что доля производимой на АЭС электроэнергии в России, в среднем, составляет 16%.
На совещании стало известно, что Росатом начал подготовку береговой базы на Чукотке, которая смогла бы принять и обслуживать плавучую АЭС.
Не менее важная задача - утилизация атомных отходов на Дальнем Востоке.
Росатом собирается уже в 2014 г вывезти с Дальнего Востока все отработанное ядерное топливо (ОЯТ) и тепловыделяющие сборки из реакторов списанных атомоходов и атомных подводных лодок.
Реакторные отсеки предполагается утилизировать к 2020 г.
Замдиректора Росатома А. Абрамов в ходе совещания напомнил о планах по строительству сухого дока для утилизации атомных подводных лодок (АПЛ) и других кораблей в бухте Чажма.
Напомним, что здесь, в поселке Шкотово-22 расположен судоремонтный завод ВМФ.
Впервые об этом проекте Росатом поведал весной 2014 г.
Стоимость проекта порядка 3,7 млрд рублей, срок реализации -30 мес.
А. Абрамов заявил о том, что судостроительные предприятия ОСК в Приморье заняты другими заказами.
В последнее время существенно, до 3 раз « растут цены на судостроительных предприятиях на работы, связанные с утилизацией АПЛ».
Затем Росатом непринужденно предложил Минвостокразвития включить финансирование строительства дока бухте Чажма в государственную программу по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Напомним, что Росатом был вынужден повторно объявить тендер на утилизацию овеянного тайной большого атомного разведывательного корабля (БАРК) Урал, который уже много лет ржавеет у причалов Дальневосточного завода Звезда.
Стоимость утилизации БАРК Урал увеличена в 2 раза до 1,2 млрд рублей.
Перед Россией реально стоит много задач по строительству нефтегазовых судов, как танкеров, так и вспомогательных, и утилизацию опасных объектов, вероятно, отложили на потом.
Это опасно, вероятно, напоминает Росатом.
Напомним, что обывателям бухта Чажма стала известна летом 1985 г, когда там произошла авария на атомной подлодке К-431.
При нарушении технологического процесса замены ОЯТ погибли 10 чел.
Цепь случайностей и халатности - нештатно подняли ОЯТ - неуправляемая самопроизвольная цепная реакция - детонация от волн проходящего мимо торпедного катера - тепловой взрыв.
Весной 2014 г С. Кириенко возложил венок к памятнику погибшим в той аварии.
Несколько лет назад в бухте предполагалось создать верфи по строительству буровых платформ Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) с привлечением азиатских инвесторов.
Однако в тот период отношения ОСК и Минобороны были достаточно напряженными, площадку под проект не передали, а потом тогдашний глава ОСК Р.Троценко был снят с должности.
Потом проект строительства верфи для производства буровых платформ стал курировать Д. Рогозин, называя в качестве партнеров южнокорейские верфи, но и этот проект пока развивается неспешно.
А между тем, с ОЯТ и реакторными отсеками что-то нужно делать.