Россия значительно обогнала США по показателям производства нового ядерного топлива, которое будет использоваться в атомной энергетике будущего. Об этом 28 сентября 2015 г заявил глава Росатома С.Кириенко.
28 сентября 2015 г в День работника атомной промышленности РФ на предприятии Росатома - Горно-химическом комбинате в г Железногорске в Красноярском крае прошла церемония, посвященная началу промышленного производства МОКС-топлива.
МОКС-топливо (англ. Mixed-Oxide fuel) - ядерное топливо, содержащее несколько оксидов делящихся материалов.
В основном термин применяется для смеси оксидов плутония и природного урана, обогащенного урана или обедненного урана, которая ведет себя в смысле течения цепной реакции сходно (хотя и не идентично) с оксидом низкообогащенного урана, который является топливом для большинства ядерных реакторов.
Одним из привлекательных свойств МОКС-топлива является то, что при его производстве утилизируются излишки оружейного плутония, которые в противном случае являются ядерными отходами.
Начало промышленного производства МОКС-топлива на ГХК знаменует собой новый этап в освоении российскими атомщиками технологий замыкания ядерного топливного цикла, который необходим для развития атомной энергетики.
При этом С.Кириенко несколько схитрил. В США вполне могут производить МОКС-топливо, мешает только вопрос лицензирования энергоблоков.
Применение МОКС-топлива в существующих реакторах требует отдельного лицензирования, иногда требуется некоторая доработка реакторов, например, введение большего числа управляющих стержней. Часто МОКС-топливо составляет от трети до половины от всего топлива, так как большие количества требуют значительных изменений или специально спроектированного реактора.
Всего 4 энергоблока в США спроектированы на полную загрузку МОКС, три блока System-80 PWR на крупнейшей в стране АЭС Пало-Верде в г Тонопа (шт Аризона) и строящийся блок в шт Вашингтон.
Ни один реактор в США не имел соответствующей лицензии по состоянию на 2007 г.
Около 40 реакторов на тепловых нейтронах в Европе (Бельгия, Швейцария, Германия, Франция) имеют лицензию на использование комбинации обычного и MOX топлива и еще 30 находятся в процессе лицензирования.
Фактически у многих из них около 30% топлива может составлять МОКС, но некоторые могут работать и на 50% МОКС.
До Фукусимской катастрофы, Япония планировала начать использование МОКС на трети своих реакторов (изначально - к 2010 г), и утвердила план по строительству блока ABWR, использующего до 100% МОКС в Ома.
От всего используемого ныне ядерного топлива МОКС составляет около 2%.
Топливо производства ГХК будет применено в реакторе на быстрых нейтронах БН-800 на 4м блоке Белоярской атомной электростанции (АЭС).
Он должен стать прототипом коммерческих, более мощных энергоблоков с реакторами БН-1200, которые планируется использовать в атомной энергетике будущего.
АЭС с быстрыми реакторами позволят существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы.
Технологиями реакторов на быстрых нейтронах обладают очень немногие страны, и Россия, по признанию экспертов, безусловный мировой лидер в этом направлении.
Гендиректор Росатома С.Кириенко на мероприятии отметил, что несколько лет назад Горно-химическому комбинату было доверено право создать у себя новое производство, и ГХК с блеском решил эту задачу.
В то же время американским атомщикам не сильно приятно признаваться, что в США строительство такого же производства свернуто, добавил С.Кириенко, опять зачем- то подняв старые заявления в рамках гонки вооружений.
В США производство МОКС-топлива началось почти 8 лет назад, специалисты вложили в его производство 8 млрд долл США.
С.Кириенко с гордостью воскликнул, что специалисты ГХК сделали новый вид топлива за 2,5 года.
Производство при этом обошлось почти в 9 млрд рублей - 240 млн долл США.
Гендиректор Росатома С.Кириенко подчеркнул, что теперь для российских атомщиков открылась возможность освоения атомных технологий будущего.
Общий объем инвестиций в новые производства ГХК за несколько лет превысил 75 млрд рублей, отметил глава Росатома.
Отметим, что в период с января по март 2014 г транспортно-складской цех ГХК принял и выдал в производство более 15 единиц нестандартизированного оборудования для перспективного МОКС-производства и строящейся 2-й очереди «сухого» хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ).
Для МОКС-производства поступили рельсовые пути для роботизированных манипуляторов и напольных машин, кран-штабелер и прочее оборудование для автоматизированного склада готовой продукции.