София, 11 мая ИА Neftegaz.RU. Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC) подтвердила свой инвестиционный интерес к реализации проекта строительства атомной электростанции (АЭС) Белене в Болгарии.
Об этом 10 мая 2018 г сообщило Минэнерго Болгарии по итогам встречи представителей CNNC с вице-премьером Т. Дончевым и министром энергетики Т. Петковой.
Болгарская сторона подчеркнула, что в случае принятия решения о реализации проекта выбор стратегического инвестора будет проходить через конкурсную процедуру.
Также Т. Дончев проинформировал китайских коллег о том, что государство не намерено предоставлять официальных гарантий по проекту и заключать длительных договоров на покупку произведенной станцией электроэнергии.
Представители CNNC подтвердили свою готовность принять участие в конкурсной процедуре по выбору стратегического инвестора, если она будет объявлена.
Т. Дончев отметил, что доставленное для станции российское оборудование хранится на строительной площадке в соответствии с рекомендациями Атомстройэкспорта.
17 января 2018 г в адрес АЭС Белене была доставлена 2я партия российского оборудования.
Общий объем перевозок в адрес АЭС по итогам 2017 г превысил 12,3 тыс фрахтовых т.
Корпус реактора был перевезен Инкотек карго с территории Ижорских Заводов из г Колпино.
А парогенераторы в количестве 4х и 2х единиц силами ЗиО-Подольск доставлялись на 2х баржебуксирных составах из г Подольска.
Консолидация происходила в порту Санкт-Петербург.
Для этого был зафрахтовано специализированное крановое судно Happy Buccaneer, оснащенное 2мя кранами грузоподъёмностью 700 т.
Это оборудование было изготовлено в рамках договора с Атомстройэкспортом, заключенного в 2008 г.
Атомстройэкспорт выиграл международный тендер на строительство 2 энергоблоков АЭС Белене в 2006 г, но проект был остановлен болгарским правительством в 2009 г.
В 2010 г была предпринята попытка реанимировать проект, тогда был подписан меморандум о создании проектной компании, которая удовлетворяла требованиям нового болгарского руководства.
Но воскресить проекта так и не удалось - сроки, указанные в документе, были сорваны, а затем власти Болгарии остановили реализацию программы.
В связи с этим Россия начала добиваться возмещения ущерба через суд.
Удивительно, но в середине июня 2016 г арбитражный суд при Международной торговой палате в Женеве поддержал требования Атомстройэкспорта по компенсации ущерба.
В начале декабря 2016 г Национальная электрическая компания Болгарии (НЭК) выплатила России долг в 601,6 млн долл США по АЭС Белене.
После чего Россия окончательно закрыла вопрос участия в реализации этого проекта, но поставки оборудования по контракту выполняет.
Ранее эксперты Болгарской академии наук (БАН) рекомендовали продолжить строительство АЭС Белене.
Их технико-экономический и правовой анализ доказал, что проект строительства АЭС Белене жизнеспособен, а после 2030 г в стране будет ощущаться дефицит энергии, который может быть компенсирован новой АЭС.
По мнению ученых, АЭС будет рентабельна при определенных финансовых параметрах: инвестиции в проект не должны превышать 10,5 млрд евро, а процент по привлеченным кредитам должны быть не более 4,5%.
Также эксперты БАН рекомендовали непосредственное участие государства в строительстве станции в качестве 1го из инвесторов.
К настоящему времени болгарское правительство вложило в проект уже около 3 млрд левов (около 1,5 млрд евро), а на площадку АЭС Белене доставлено оборудование для 2х ректоров станции, произведенное на российских заводах.
В связи с этим отказываться от проекта Болгария не хочет.
После приватизации АЭС Белене в октябре 2017 г власти Болгарии даже увидели реальный интересе инвесторов.
Сообщалось как минимум о 3 потенциальных претендентах - французской EDF, китайской CNNC и неназванном американском финансовом консорциуме.
26 февраля 2018 г премьер-министр Болгарии Б. Борисов намекнул, что АЭС Белене может быть построена в качестве совместного балканского проекта в рамках проекта интеграции стран Западных Балкан, в котором все страны Западных Балкан будут акционерами.
Также он допустил, что АЭС Белене может быть построена с европейским финансированием.