Вышел декабрьский номер Neftegaz.RU
Как проложить трубопровод в болоте, как оценить остаточный ресурс трубопровода, как смоделировать усталостные дефекты коррозионного происхождения на МГП, и какую роль во всем этом играют цифровые технологии? Читайте в 12 выпуске Neftegaz.RU
Вышел декабрьский номер журнала Neftegaz.RU, в котором ведущие ученые отрасли подняли ряд актуальных вопросов, касающихся особенностей транспортировки углеводородов и продуктов на их основе. Российская промышленность все активнее пользуется инструментами Индустрии 4.0 и логистическая составляющая, конечно, тоже не обходится без внедрения современных методов.
Большинство газонефтепроводов, эксплуатируемых сегодня в России, начинают исчерпывать свой технологический ресурс. Поэтому часто возникает проблема оценки остаточного ресурса, так как неправильная оценка времени работы трубопровода может привести к его разрушению и, как следствие, к крупной экологической аварии, а также к большим убыткам для компаний, занимающихся трубопроводной транспортировкой углеводородов. Одной из главных проблем диагностики является получение достоверной информации о состоянии объекта. В качестве решения этой проблемы может быть использован не один из видов неразрушающего контроля, а их комбинация. Однако обработка данных о двух видах диагностики и учет их взаимного влияния друг на друга может вызывать затруднения, что ведет к увеличению времени обработки получаемых диагностических данных. Решением данной проблемы является применение нейронечетких сетей для оценки уровня остаточного ресурса на основе разнородных данных диагностики металла. Более подробно о применении ИНС читайте в статье «Искусственные нейронные сети для оценки остаточного ресурса газонефтепроводов».
Цифровые технологи помогают моделировать усталостные дефекты коррозионного происхождения на магистральных трубопроводах, что дает возможность оценивать дальнейшее его развитие как трещины. В статье «Оценка влияния усталостных дефектов коррозионного происхождения на прочность магистральных трубопроводов с позиции механики разрушения» предложен метод предсказания запаса трещиностойкости поверхностных трещин, возникающих в стенке магистрального трубопровода с коррозионным дефектом.
Немолодой возраст трубопроводной системы ставит перед эксплуатирующими организациями ряд вопросов, в частности, один из главных – ремонт.
В статье «Бестраншейный ремонт» рассмотрены основные аспекты ремонтопригодности труб после горизонтально-направленного бурения, в соответствии с нормами охраны окружающей среды, принятыми в Российской Федерации. Стоит отметить, что бестраншейные технологии позволяют производить различные работы под землей, в том числе и ремонт трубопровода без вскрытия большой площади грунта.
Технология освобождения магистральных трубопроводов от различного вида отложений, формирующихся на их внутренней поверхности в процессе эксплуатации рассмотрена в статье «Ремонт магистральных трубопроводов». Авторы предлагают инновационный метод, базирующийся на использовании гелиевого разделительного поршня, описывают его состав, технологию изготовления и производственные характеристики, результаты испытаний, а также метод утилизации отработанного гелиевого разделительного поршня.
Не менее важно не только обладать технологиями ремонта, но и вовремя выявить потенциально опасные участков магистральных трубопроводов, что представляет особую сложность, когда вопрос касается ненормативного радиуса изгиба оси трубы. Технология, описанная авторами статьи «Очистка магистральных трубопроводов сложной конфигурации и переменного диаметра от отложений», реализована с помощью внутритрубной диагностики, позволяющей категорировать ПОУ по степени опасности и определить участки, подлежащие ремонту. Задача сводится к проведения корректного и эффективного ремонта, который позволит устранить ПОУ. В статье рассмотрен способ проведения локального ремонта МТ на примере двух ПОУ надземных переходов трубопроводов с ненормативными радиусами изгиба оси трубы.
Помимо вопросов ремонта трубопроводов в номере затронуты темы эффективной эксплуатации трубопроводов, рассмотрена деятельность современного предприятия трубопроводного транспорта, рассматриваются особенности расчета цикличности нагружения нефте- и нефтепродуктопроводов внутренним давлением, приведены методы дистанционной диагностики однопролетных балочных переходов трубопроводов, рассмотрена возможность внедрения технологии сооружения магистральных трубопроводов Pipe Express полу-бестраншейным способом на территории России.
Подробнее обо всех этих технологиях, а также о многом другом Вы можете прочитать в декабрьском выпуске журнала Neftegaz.RU
Автор: Илья Громов