USD 97.0121

+0.91

EUR 105.6757

+0.19

Brent 74.33

-0.19

Природный газ 2.393

-0.1

...

Вышел сентябрьский номер журнала Neftegaz.RU

Дорогие читатели! Вышел новый сентябрьский номер журнала Neftegaz.RU. Мы постарались собрать в нем самые актуальные вопросы, которые волнуют сегодня всех, чья деятельность так или иначе связана с добычей нефти и газа, а также осветили некоторые вопросы нефтегазопереработки.

Вышел сентябрьский номер журнала Neftegaz.RU

Дорогие читатели! Вышел новый сентябрьский номер журнала Neftegaz.RU. Мы постарались собрать в нем самые актуальные вопросы, которые волнуют сегодня всех, чья деятельность так или иначе связана с добычей нефти и газа, а также осветили некоторые вопросы нефтегазопереработки.

Один из наиболее важных вопросов добычи касается бурения скважин. Немногие задачи, возникающие в процессе бурения, имеют такое значение, как раннее обнаружение проявлений и поглощений (EKLD), которое принимает различные формы в отношении неопределенности пластовых давлений в разведочных и эксплуатационных скважинах. Инженер компании Weatherford Станислав Куликов в статье «Найти и обезвредить» рассказал о том, какие современные системы раннего обнаружения проявлений и поглощений существуют сегодня.

В большинстве случаев при строительстве разведочных и эксплуатационных скважин причиной непроизводительного времени (NPT) является трудность поддержания баланса давления в скважине. Этот фактор оказывает также отрицательное воздействие на безопасность персонала, окружающей среды, буровой установки и скважины. Особенно актуальна эта проблема для скважин с высокой температурой и давлением, а также в случаях, когда диапазон между поровым давлением и давлением гидроразрыва пласта совсем небольшой или равен нулю.
В случае проявления риски, создаваемые им, настолько велики, что необходимо немедленно принять меры по регулированию работы скважины. Часто при этом для принятия решения есть всего лишь небольшой промежуток времени и совсем мало информации о том, что происходит в скважине. Принять правильное решение зачастую сложнее еще и потому, что каждый вариант имеет свои недостатки.
Неправильная диагностика может стать причиной дорогостоящего простоя. Неадекватное утяжеление промывочной жидкости для предотвращения выброса может привести к повышению дифференциального давления и стать причиной поглощения бурового раствора. Это, в свою очередь, вызовет цикл проявлений и поглощений, в результате чего будет потеряно несколько дней и миллионы долларов. В целом, это может привести к нарушению продуктивности пласта или потере скважины.
Лучшим способом подбора оптимального решения этой задачи является как можно более глубокое понимание процессов, происходящих в скважине. Для этого и используется система раннего обнаружения проявлений и поглощений.

Другой вопрос – сами буровые установки, применяемые для разведочного и эксплуатационного бурения на нефть и газ, к которым сегодня предъявляются высокие требования по безопасности эксплуатации, снижению влияния на окружающую среду, монтажеспособности, мобильности и улучшению эксплуатационных параметров. Цель этих требований — достижение общего снижения стоимости разведки и добычи углеводородов, а также улучшение условий работы. Что поможет реализовать эти задачи рассказал директор Дриллмек Р Юрий Парнивода.
Конструкции и технологии наземных буровых установок долгое время оставались консервативными и традиционными, в то время как скважинные оборудование и
инструмент, технологии бурения претерпели значительные изменения. Это и потребовало применения инновационных подходов к проектированию буровых установок и их узлов. Инновационные подходы необходимы, прежде всего, для удовлетворения новых сложных требований отрасли, нуждающейся в повышении безопасности работ, улучшении производственных показателей и достижении конкурентных стоимостных показателей. За последние годы в разработке наземных буровых установок применяется много новых технологий, в том числе технологии морского бурения. Мировой опыт применения буровых установок показывает, что эффективность их работы напрямую зависит от использования средств автоматизации, особенно в таких повторяющихся операциях, как спуско-подъемные операции бурильных труб. Автоматизация не только позволяет уменьшить количество персонала буровой бригады, но и, как следствие, повышает уровень безопасности работ на буровой площадке.

Подробнее об этом читайте в статье «Буровые установки поколения NEXT».

Вопросы рекультивации нарушенных почв в районах добычи природного газа подняли в статье «Подлежат восстановлению» коллектив авторов Газпром ВНИИГАЗ, ИФПБ РАН и Газпром добыча Ямбург.

В условиях Крайнего Севера при проезде техники, связанной с осуществлением геологоразведочных работ, бурением скважин и обустройством промыслов по добыче газа, не исключаются механические воздействия на почвенно-растительный покров, при которых тундровые почвы частично или полностью лишаются растительности и органогенного слоя, а минеральные горизонты выходят на дневную поверхность. В этой связи особое значение придается исследованиям состояния тундровых почв, в частности Тазовского полуострова, где ООО «Газпром добыча Ямбург», кроме междуречья рек Пур и Таз, проводит геологоразведочные работы и осуществляет добычу газа и газового конденсата и их подготовку к транспортировке.
Тазовский полуостров находится на севере Западно-Сибирской равнины в Ямало-Ненецком автономном округе между Обской губой (морским заливом) на западе и Тазовской губой на востоке.

Проведенные исследования позволяют прийти к заключению о возможности биохимического тестирования эффективности рекультивации посредством торфа нарушенных тундровых почв в районе добычи природного газа.


Продолжил развивать тему нфтихими наш автор из ВНИИ НП – заместитель генерального директора по науке Всеволод Хавкин, рассказавший о современных отечественных технологиях производства моторных топлив

Нефтеперерабатывающая промышленность России должна в ближайшие годы решить две сложные взаимосвязанные задачи. Во-первых, существенно углубить переработку нефти за счет развития новых деструктивных процессов переработки вакуумных дистиллятов и нефтяных остатков (с достижением глубины переработки к 2015 г. – 80% , и к 2020 г. – 85% ). И, во-вторых, улучшить экологические и эксплуатационные характеристики моторных топлив за счет широкого освоения процессов, позволяющих организовать производство высокооктановых «экологически чистых» компонентов автобензинов, а так же облагораживания средних нефтяных дистиллятов, в том числе полученных деструктивными процессами переработки остатков с выработкой глубоко очищенного дизельного топлива; последнее должно обеспечить переход на производство всех видов моторных топлив по стандарту Евро-4 с 2015 г, и Евро-5 с 2016 г. Решение указанных задач возможно лишь на базе коренной модернизации отечественных НПЗ (строительство новых современных установок, реконструкция действующих установок по переработке нефти), что требует значительных
инвестиций. Важнейшую роль как в углублении переработки нефти, так и в производстве моторных топлив современного уровня качества должны играть каталитические
процессы: каталитический крекинг, гидроочистка светлых дистиллятов, гидрокрекинг вакуумных дистиллятов, гидрогенизационная переработка нефтяных остатков.

О технологиях повышения нефтеотдачи пластов рассказали специалисты ХимСервисИнжиниринг. Наряду с возрастающим объемом промышленного внедрения технологий повышения нефтеотдачи пластов на месторождениях отрасли в масштабе опытно-промысловых испытаний находятся новые технологии или усовершенствованные известные методы. Применение методов ПНП способствует поддержанию и стабилизации добычи нефти на месторождениях. Для обоснованного применения разработанных композиций в технологиях целесообразным является использование комплексных подходов, повышающих эффективность мероприятий. Каковы эти подходы?
Большая часть нефтяных месторождений отрасли вступили в позднюю стадию разработки, доля трудноизвлекаемых запасов месторождений неуклонно растет. Прогрессирующее обводнение скважин и пластов, выбытие скважин из действующего фонда по причине предельной обводненности и физического износа, снижение эффективности проводимых геолого-технических мероприятий, уменьшение добычи нефти – вот видимые сложности разработки нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Традиционные методы не позволяют извлечь остаточные запасы нефти месторождений и актуальными являются методы увеличения нефтеотдачи пластов (МУН) и интенсификации добычи нефти (МИДН). Использование МУН при разработке с за¬воднением предполагает решение следующих задач:
Во-первых, повышение гидродинамической со¬ставляющей метода заводнения в резуль¬тате цикличности процесса закачки, из¬менения направления фильтрационных потоков, организации новых очагов за¬воднения, оптимизации плотности сетки скважин, форсированного отбора и др. Это задача гидродинамических МУН.
Во-вторых, снижение различия физико-химиче¬ских свойств пластовой нефти и вытесня-ющей воды за счет добавок в последнюю ПАВ, полимеров-загустителей, щелочей и других химических реагентов, позволя¬ющих снизить межфазное натяжение на границе нефть - вода, повысить вязкость воды, улучшить ее отмывающие свойства; это задача физико-химических МУН.
В-третьих, определенная роль отведена тепловым, газовым и микробиологическим МУН.


О том, какие сегодня существуют проблемы у нефтегазового сервиса рассказали сотрудники Тюменского государственного нефтегазового университета.

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, трудно переоценить. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами и технологиями, быстрым ростом научно-технического прогресса. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
Эффективность освоения недр и эффективность функционирования добывающих компаний напрямую зависят от темпов структурных преобразований и, прежде всего, технического и технологического обновления отрасли. При этом производным синонимом этого обновления является сервисное обслуживание, поскольку оно включает и бурение, и ремонт скважин, и поддержание в рабочем состоянии оборудования в скважине и на поверхности. Причём в рамках сервисного рынка быстрее растут потребности в высокотехнологичных услугах (геофизика, горизонтальное бурение, гидравлический разрыв пластов, использование непрерывных гибких труб и т.д.).
Однако здесь требуется серьезная специализация. Сейчас, например, гораздо проще помочь развитию нефтегазового машиностроения именно через создание самостоятельных сервисных компаний. Причём они сами будут заботиться об уровне своей эффективности. Другое дело, когда добывающее предприятие озабочено ценами на нефть и объёмами добычи. Тут формируется его прибыльная дельта, так как для сервисных компаний важнее всего параметры эффективности используемого оборудования и технологий — от этого зависят их доходы. Специализированным сервисным компаниям для развития не нужны директивные указания: через них модернизация с инновациями сами потянутся в нефтегазовый сектор. Кроме того, через сервис станет возможно инвестировать углеводородные доходы в другие отрасли экономики, чтобы Россия могла зарабатывать не только и не столько на нефтегазодобыче, но и на технологиях и оборудовании. Иначе говоря, нефтегазовый сервис способен стать двигателем прогресса, модернизации. Но он не может прогрессировать сам по себе. Хотя стратегию определяют добывающие компании, но они никогда не повысят свою эффективность, не определив вместе с сервисными фирмами этапы взаимного развития на пути к значимой цели — будь то снижение затрат на обустройство месторождений или максимальное извлечение углеводородных ресурсов.

Подробнее об этом и многом другом читайте в сентябрьском номере журнала Neftegaz.RU.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram