Дорогие Читатели! Вышел декабрьский номер журнала Neftegaz.RU, одной из ключевых тем которого стали тенденции и проблемы рынка бункеровки.
В настоящее время наиболее актуальными задачами морской деятельности России в Арктике являются обеспечение эффективной эксплуатации Севморпути – превращение его в международную транспортную магистраль, а также эффективное и экологически безопасное освоение морских месторождений углеводородов в Арктике. Что может способствовать решению этих задач, и каким для этого должен быть научно-технический уровень морской арктической техники? О формировании системы государственных требований, определяющих научно-технический уровень морской техники для российской Арктики рассказывает генеральный директор ФГУП Крыловский государственный научный центр А. Дутов в статье «Ответ на вызов времени».
Сегодняшние реалии российских портов – это интенсивный рост грузооборота, числа судозаходов, рост дедвейта судов, ввод в строй новых терминалов и причалов.
До кризиса на протяжении нескольких лет российский бункерный рынок увеличивался на 3-4% в год. Около 85% объема бункеровки в морских портах составляют тяжелые сорта топлива (мазуты, по международной классификации Intermediate Fuel Oil – IFO), остальные 15% – легкие дистилляты (дизельное и судовое маловязкое топливо, по международной классификации MGO и MDO). Еще около 800 тыс. тонн светлых нефтепродуктов в прошедшем году было реализовано на рынке речных бункеровок.
Потребителями тяжелого топлива являются в основном морские суда, легкого топлива – речные и суда смешанного река-море плавания, портовые суда, промысловые суда. Все новые проекты судов смешанного плавания выполнены для работы на мазуте.
Продажи судового топлива в портах России оценивались аналитиками ИАА Портньюс примерно в 3 млрд. долл. в год.
При этом только в Северо-Западном регионе эксплуатируется 49 танкеров-заправщиков (35% – дедвейтом 3-4 тыс. тонн, 24% – дедвейтом 1,2-2,0 тыс. тонн, остальные дедвейтом 800-900 тонн и менее). В Южном бассейне эксплуатируется 31 самоходных танкеров-бункеровщиков (16% – дедвейтом 3-4 тыс. тонн, 32% – дедвейтом 1,2-2,0 тыс. тонн, остальные 52% дедвейтом 800-900 тонн и менее). На Дальнем Востоке – 22 бункеровщика (18% – дедвейтом 3-4 тыс. тонн, 50% – дедвейтом 1,2-2,0 тыс. тонн, остальные дедвейтом 800-900 тонн и менее).
Общее число эксплуатирующихся в российских морских и устьевых портах танкеров-бункеровщиков составляет 102 ед., из них: судов дедвейтом 3-4 тыс.т – 26 ед.; судов дедвейтом 1-2 тыс.т – 33 ед.; судов дедвейтом менее 1 тыс.т – 43 ед.
Большая часть имеющихся в наличии в российских портах бункеровщиков топливом не удовлетворяют введенным в 2008 году требованиям международной конвенции МАРПОЛ, так как не имеют второго дна и второго борта.
Согласно Правилу 21 МК МАРПОЛ 73/78 эксплуатация таких судов при перевозках нефти тяжелых сортов и мазута допускалась только до даты поставки судна в 2008 году. Дальнейшая эксплуатация таких судов в море разрешается только Морской Администрацией страны в пределах своих территориальных вод при условии согласия других стран, имеющих выход к этой акватории. Подробнее об этом читайте в материале «Суда-бункеровщики в российских портах», доктора технических наук Г. Егорова.
Уходящий 2012 год оказался рекордным для российского рынка купли-продажи танкеров-бункеровщиков. Как по числу совершенных сделок, тоннажу приобретенных из-за рубежа судов, так и по стоимостям приобретённых активов. Причем по всем трём параметрам рост был скачкообразным, в процентном отношении измеряемый трёхзначными величинами. Что же вызвало столь бурный рост и каковы прогнозы экспертов на 2013 год? Обзор ситуации купли-продажи танкеров бункеровщиков в статье Е. Долгих «Ship shopping»
Также, в разделе «Бункеровка» мы подняли вопросы формирования топливной политики морского флота (статья заведующей лабораторией топлив и масел ЗАО ЦНИИМФ Л.Дерюгиной «Новое в использовании топлива на морском флоте»), осветили вопросы налогообложения в сфере бункеровки («Бункеровка: вопросы налогообложения» - заведующая адвокатской консультацией "Петербургский поверенный" Ю. Ерошевская).
Также, на страницах нового номера, наши эксперты рассуждают на тему «сланцевой революции и рассказывают о новых технологиях добычи тяжелых нефтей.
Об этом и многом другом читайте в декабрьском номере журнала Neftegaz.RU