Дорогие читатели! Вышел новый номер журнала Neftegaz.RU, одну из основных тем которого мы посвятили вопросам электроэнергетики.
Россия - один из лидеров мировой энергетики и в её экономике топливно-энергетический комплекс (ТЭК) с экспортом его продукции играет ведущую роль. Поэтому развитие экономики и особенно энергетики России во многом определяется перспективами мировой экономики и энергетики.
Ситуация в мире за последние годы претерпела серьезные изменения. Глобальный кризис породил политические потрясения («арабская весна»), замедление роста экономики и спроса на энергию, обострение конкуренции на энергетических рынках, а избытки предложения и новые технологии перекраивают международную торговлю топливом в неблагоприятном для России направлении.
Видение долгосрочных перспектив энергетики естественно конструировать от демографии. По последнему прогнозу ООН к середине века в основном завершится переход от высокой к низкой рождаемости и смертности, и население Земли увеличится с 6,9 млрд. чел. в 2010 г. до 8,6 млрд. в 2035 г. (среднегодовой рост на 0,9%) и до 9,3 млрд. чел. к 2050 г. (рост на 0,75%).
Наряду с демографией для прогноза энергетики нужна и связанная с ней динамика экономики, обычно измеряемая объёмом и структурой валового внутреннего продукта (ВВП). В предстоящие десятилетия нет серьезных оснований для ускорения и даже сохранения прежних темпов роста мировой экономики.
В России внутренний спрос на энергию увеличится в целевом сценарии с 2010 г. на 27% к 2035 г. и 37% к 2050 г. Энергоёмкость ВВП уменьшится в целевом сценарии вдвое к 2035 г. и втрое к 2050 г.
Основным энергоресурсом на внутреннем рынке весь период останется природный газ. До 2035 г. стабилизируется также доля нефтепродуктов.
Учитывая все эти факторы Правительство приняло решение о корректировке Энергетической стратегии на периоде до 2030 г. с пролонгацией до 2035 года, а в дополнение к этому Минэнерго РФ сочло полезным разработать Концепцию Энергетической стратегии до 2050 г. О первых результатах прогнозирования экономики и энергетики России рассказал академик РАН, директор ИНЭИ РАН Алексей Макаров в статье «Сценарии энергетической Стратегии-2035».
В последние годы в области автономной энергетики в российском нефтегазовом секторе особо востребованы микротурбинные установки. Крупнейшие корпорации, такие как ОАО ЛУКОЙЛ, ОАО Газпром, НГК ИТЕРА, НК Альянс, ОАО Татнефть, ОАО НК Башнефть, а также целый ряд небольших компаний строят микротурбинные электростанции. Все чаще это оборудование вытесняет газопоршневые и дизельные генераторы, которые не отвечают требованиям надежности и энергоэффективности объектов нефтегазовой инфраструктуры. С появлением современных и высокотехнологичных микротурбин задачи распределенной энергетики в этой отрасли расширились.
Сегодня микротурбинные электростанции не только обеспечивают электроэнергией и теплом десятки мелких и средних месторождений и различных объектов газотранспортной инфраструктуры, но и утилизируют попутный нефтяной газ. Причем именно среди нефтяников наблюдается самый большой рост спроса – только за последний год количество установленных микротурбинных мощностей увеличилось почти на 30%.
Такая тенденция вполне объяснима. Микротурбины просты в обслуживании, исключительно надежны, что особенно ценно в условиях отсутствия централизованного энергоснабжения на таких объектах как удаленные и разрозненные месторождения, крановые узлы, электрохимзащита или крановые узлы на линейных частях газопроводов.
Они экономичны в обслуживании, а в качестве топлива могут использовать практически бросовое сырье – попутный нефтяной газ, в результате чего себестоимость электроэнергии для нефтяников падает в разы в сравнении с сетевыми тарифами и на фоне других видов генерирующего оборудования.
По сути микротурбины представляют собой газотурбинные установки малой мощности – от нескольких десятков до нескольких сотен киловатт. В нашей стране представлены всего 4 производителя этого вида оборудования: Capstone Turbine Corporation (США), Ingersoll Rand (США), Calnetix Power Solution (США) и Turbec (Швеция). В чем их ключевые отличия и преимущества и как в них ориентироваться при выборе наиболее оптимального решения. Обзор микротурбинных решений представлен в статье «Промысловая энергетика».
В настоящее время в России работают 120 энергоблоков на сверхкритические параметры пара. Их мощность составляет примерно одну треть установленной мощности всех тепловых электростанций России. Все блоки имеют примерно одинаковые параметры пара: давление 25 МПа и температуру перегрева за котлом 545/545 С (для повышения надёжности выходных элементов пароперегревательных поверхностей нагрева температуру первичного и вторично перегретого пара снизили по сравнению с первоначальной проектной 565 С до 545 С).
На 9 отечественных ТЭС работают 29 угольных энергоблоков проектной мощностью 250-330 МВт, 7 блоков имеют мощность 500 МВт и еще 2 блока – 800 МВт.
Из-за низкой энергоэффективности и значительного физического износа в ближайшие годы потребуется модернизация этих блоков.
О новых технических решениях для котельных агрегатов мощных угольных энергоблоков на суперкритические параметры пара и результаты их применения на действующем оборудовании читайте в статье «Инновационные решения для мощных энергоблоков».
К обсуждению проблемных вопросов электроэнергетики на страницах номера присоединились специалисты ведущих компаний и институтов отрасли. С их взглядом на проблему вы можете ознакомиться в статьях: «Точное регулирование: соотношения топливо-воздух энергетических котлов», «Мини-ТЭС на твердом топливе: автономное и надежное энергоснабжение потребителей», «Прочность и ресурс турбинного оборудования: ТЭС, АЭС и газоперекачивающих станций» и др.
Ну, и традиционно, в этом номере мы уделили внимание самым актуальным на сегодня проблемам нефтегазовой отрасли – вопросам освоения шельфовых месторождений и, связанным, с ними, проблемам экологии, вопросам добычи сланцевого газа и другим наиболее обсуждаемым темам, о которых Вы можете прочитать в новом номере журнала Neftegaz.RU.