Дорогие читатели! Вышел пятый номер журнала Neftegaz.RU, в котором мы подняли вопросы транспортировки нефти, газа и нефтепродуктов.
Широкое использование природного газа привело к созданию двух основных дополняющих друг друга видов транспортировки - разветвленной системы трубопроводов и морских судов-газовозов. Наиболее активно в настоящее время развита система перевозки морским транспортом. В области морских перевозок ПГ в России существует определенное отставание, как в части объемов перевозок природного газа в сжиженном виде (СПГ), так и в части производственно-технологической базы: подавляющее большинство оборудования, необходимого для создания судов-газовозов СПГ и береговой инфраструктуры по сжижению и регазификации, не имеет отечественных аналогов.
Однако транспортировка природного газа водными средствами имеет ряд важных преимуществ. Какие это преимущества, что сегодня представляет собой эта система и какие суда существуют в арсенале российских компаний? Читайте в статье, подготовленной специалистами «Крыловского государственного научного центра» - Морские перевозки СПГ.
При создании инфраструктуры для транспортировки природного газа (ПГ) в России до недавнего времени ориентировались преимущественно на трубопроводные системы, в результате чего была создана самая протяженная в мире сеть магистральных трубопроводов, а производство оборудования для трубопроводных систем было полностью локализовано в России.
Сегодня в России сложилась ситуация, когда нефтегазовые компании, ориентированные на разные рынки сырья или сбыта, производят трубную продукцию, руководствуясь различными нормативно-техническими комплексами. Одни компании – мейджеры отрасли - разрабатывают их самостоятельно, другие опираются на отечественную документацию, третьи пользуются международными стандартами. Такая разноплановость порождает ряд проблем, т.к. в оценке прочности и классификации труб для магистральных трубопроводов отечественные и зарубежные подходы не совпадают. Как эта проблема решается в условиях импортозамещения? Об этом рассказал доктор технических наук, профессор Макаров в своей статье «Трубный вопрос».
Говоря об инженерных задачах, связанных с трубопроводами одной из наиболее сложных является задача проектирования и эксплуатации подземных трубопроводов в местах распространения многолетнемерзлых грунтов. Для обоснования возможности эксплуатации необходимо проводить прочностные расчеты с учетом воздействия внешних негативных факторов.
В статье Алгоритмы интеграции рассматривается выполнение прочностных расчетов подземных трубопроводов и моделирование процессов взаимодействия их с окружающими грунтами с использованием метода конечных элементов (МКЭ). Предложены подходы к выполнению расчетов на этапах проектирования и эксплуатации трубопровода. Разработаны автоматизированные алгоритмы расчетов с использованием МКЭ, значительно снижающие трудоемкость и требования к квалификации расчетчика, что делает разработанные методики удобными в практическом применении, а также показана практическая значимость применения данных расчетов.
В настоящее время нашли широкое применение комплекты сборно-разборных трубопроводов. Комплекты СРТ могут быть использованы для создания временных трубопроводов на нефтепромысловых объектах при освоении нефтяных месторождений и в системах сбора и подготовки нефти, для прокладки отводов от стационарных магистральных трубопроводов, в качестве технологических трубопроводов на пунктах сбора, насосных станциях и нефтебазах. Эффективно применение комплектов СРТ и в качестве средств технического прикрытия стационарных магистральных нефтепродуктопроводов и нефтепроводов с целью быстрого восстановления их функционирования при ликвидации аварий и неисправностей, при проведении ремонтно-восстановительных работ. Опыт использования комплектов СРТ в нефтегазовом комплексе показывает, что они обладают широким спектром применения и их возможности еще не полностью раскрыты и реализованы. Подробнее об этом читайте в материале специалистов «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России» Разборные трубопроводы.
Помимо трубопроводного и морского транспорта нефть, газ и нефтепродукты перевозятся также по железной дороге.
Текущая низкая эффективность железнодорожной транспортной системы проявляется в количестве "брошенных поездов", дефиците локомотивов, избытке вагонов и падении скорости и в конечном итоге в недостатке инфраструктуры для вывоза нефти и нефтепродуктов. В статье «Железнодорожные перевозки» рассматривается тема сквозного адаптивного планирования, сделан анализ причин отсталости информационных систем предприятий, рассмотрены системы координации в промышленных и морских узлах, приведены примеры низкой культуры взаимодействия промышленных предприятий и железной дороги.
Эти и другие вопросы транспортировки и хранения углеводородного сырья и продуктов на их основе, специалисты отрасли раскрыли на страницах майского номера журнала Neftegaz.RU.