Дорогие читатели! Вышел августовский номер журнала Neftegaz.RU.
Интерес к Арктике в течение последних 10 лет неуклонно повышался, прежде всего это обусловлено колоссальными запасами в этом регионе нефти и газа. Чтобы разобраться в вопросах технологического обеспечения добычи на арктическом шельфе, мы посвятили этот номер проблемам освоения арктических месторождений.
По данным US Geological Survey, запасы углеводородов составляют 412,2 млрд баррелей нефтяного эквивалента, или 22% мировых технически извлекаемых ресурсов нефти и газа. Однако, необходимо отметить, что это технические ресурсы, а не запасы поставленные на баланс в качестве коммерческих запасов. Только малая часть из них может быть рентабельна. Кроме этого, более 80% нефти и газа Арктики находится на шельфе северных морей, таких как Баренцево, Печорское, Карское, Бофорта, что очень сильно усложняет и удорожает добычу. По оценкам экспертов в России (в экономической зоне арктического шельфа) находится до 40% запасов нефти и 70% запасов газа.
Радужные перспективы развития российской нефтедобычи в Арктике имели место в период высоких цен на нефть – более 100 долл/баррель. В таких условиях добыча нефти на арктическом шельфе рентабельна. Но в 2014 году два важнейших события повлияли на планы по развитию арктического шельфа. Подробнее читайте в материале аналитиков RPI «Нефтедобыча в Арктике: есть ли в России необходимое оборудование для развития нефтегазовых проектов на арктическом шельфе?»
Продолжая тему падения цен на нефть и влияния на рынок санкционного режима, профессор Ампилов освещает проблемы сейсморазведки на российском шельфе. В 80-х годах прошлого века в нашей стране практически все работы на шельфе выполнялись с применением отечественного оборудования, которое на тот момент вполне соответствовало мировым стандартам. Реализация масштабной программы освоения Арктики в те годы способствовала созданию отечественного парка не только геофизических, но и буровых судов. Но мир не стоит на месте, идет постоянное развитие науки, техники, технологий. Поэтому за исторически короткий период «небытия» отечественное машиностроение потеряло все, что только можно было потерять. И сейчас, в условиях санкций и экономического давления, стало особенно ощутимо.
О состоянии и перспективах аэрогеофизических работ на шельфе рассказали специалисты Аэпргеофизики. Системное использование мобильных и дешевых аэрогеофизических методов при изучении нефте- газоперспективных территорий началось в последней трети прошлого века, и с тех пор объемы выполняемых работ устойчиво растут. Этому в значительной мере способствовали, без преувеличения, революционные изменения в технике и технологии аэрогеофизических съемок, произошедшие на рубеже веков и связанные, с одной стороны, с широким внедрением в практику работ спутниковых навигационных систем и использованием современной элементной базы (микропроцессорных технологий), а с другой стороны – с развитием новых систем интерпретации данных, базирующихся на возможностях высокопроизводительной компьютерной техники. В настоящее время аэрогеофизические методы и технологии находят свое применение на всех этапах изучения нефте- газоперспективных территорий, начиная с ранних стадий опоискования и вплоть до транспорта добытой нефти. Важными особенностями аэрогеофизических технологий являются высокая производительность (до 30 000 погонных км в месяц одним летательным аппаратом – ЛА), отсутствие техногенной нагрузки на изучаемые территории, практически неограниченный по времени полевой сезон. В последние годы наблюдается устойчивое смещение объемов выполняемых на нефтегазоперспективных территориях РФ аэрогеофизических работ в направлении акватории вообще и шельфа Арктических морей в частности.
Продолжая разговор о технологиях работы на шельфе ученые из Газпром ВНИИГАЗ рассказывают о перспективах применения подводных нефтехранилищ на месторождениях арктического шельфа.
Проекты подводных нефтехранилищ появились в начале ХХ века, широкое применение эти инженерные сооружения нашли в период Второй мировой войны с целью хранения стратегических запасов горючего. Сегодня они используются в цепочке добычи, транспорта и хранения углеводородного сырья на море как средства для временного хранения углеводородов и загрузки танкеров в максимально сжатые сроки. Какие конструкции подводных резервуаров, разработанных в нашей стране и за рубежом существуют сегодня? Подробнее об этом, а также о разведочном бурении в стратегии освоения месторождений, основах эффективной методики нефтегазопоисковых геолого-гидрогеохимических исследований и других актуальных вопросах читайте в новом номере Neftegaz.RU.