Дорогие читатели! Вышел новый номер журнала Neftegaz.RU, посвященный вопросам нефтепереработки.
В настоящее время российская нефтехимия переживает некий ренессанс. В середине 2014 года, после около десяти лет высоких цен на энергоносители, цены на нефть марки Brent начали падение. Последующая девальвация рубля и стагнация в экономике измелили ситуацию в экономике в целом, и в перерабатывающем секторе, в частности. Естественным следствием падения мировых цен на энергоносители стало снижение цен и на нефтехимическую продукцию, однако снижение продуктовых цен было менее драматичным: за период с июня 2014 года по январь 2016 года цены на нефть марки Brent упали более чем на 70%, в то время как цены на нефтехимическую продукцию - только на 40%, что было определено согласно динамике мирового индекса IPEX, рассчитываемого компанией ICIS на основе цен на 12 нефтехимических продуктов. Как результат, нефтехимики всего мира, перерабатывающие нефтяное сырье (СУГ, нафту), получили такое преимущество в себестоимости, что позволило им потеснить конкурентов, перерабатывающих газообразное сырье (этан), которые традиционно считались лидерами отрасли. О том, в каких условиях сегодня работают российские производители нефтехимической и химической промышленности, читайте в материале специалистов компании ЕРС «Нефтехимия в России: Не было ни гроша, да вдруг алтын»
Один из важнейших продуктов нефтехимии – моторные топлива. Топлива, отвечающие нормам Технического регламента Таможенного союза ТР/ТС 013-2011 и требованиям современных двигателей, могут быть выработаны только с использованием присадок. Так как в каждой стране топливо является стратегическим продуктом, то и присадки приобретают стратегическое значение. Несмотря на стратегическую значимость, требуемый ассортимент присадок Россия в большей части закупает за рубежом, причём, в странах Западной Европы. С целью исправления создавшейся ситуации Минэнерго и ВНИИ НП разработали дорожную карту мероприятий по снижению импортозависимости в области присадок к топливам. Как сегодня российские НПЗ обеспечиваются присадками и что предлагают российские химики для снижения зависимости от импорта, читайте в материале заместителя директора ОАО «ВНИИ НП» А.М. Данилова «Дорожная карта по обеспечению российских НПЗ отечественными присадками к топливам».
Еще одна отрасль, нуждающаяся в исправлении ситуации – химические волокна. Состояние отечественной промышленности химических волокон, по-прежнему уступающей по объему их производства и потребления доперестроечному периоду почти в пять раз, еще очень далеко от оптимистических прогнозов, часто звучащих на всевозможных форумах, конференциях, совещаниях и т.п., которых в последнее время проводится значительно больше, чем уделяется внимания эффективному подъему этой важной подотрасли. О ситуации на рынке химических волокон рассказывает наш постоянный автор профессор Э.М. Айзенштейн в статье «Производство химических волокон в 2015 году».
Переработка и подготовка углеводородного сырья – процесс очень сложный в аппаратном и технологическом исполнении, требующий больших интеллектуальных и материальных затрат, а также постоянного контроля и совершенствования. Значимым пунктом расхода является замена и регенерация катализаторов. В процессе каталитического риформинга используют дорогостоящий платиновый катализатор, главной причиной выхода из строя которого являются отложения кокса и отравление ядами (мышьяк, ртуть, железо, медь, кремний, кобальт, хром). Так откуда же берутся металлы на НПЗ в процессе каталитического риформинга. Металлоносные нефти являются большой проблемой для оборудования и катализаторов нефтяной отрасли, и в тоже время являются альтернативным источником получения металлов и их примесей для металлургической промышленности. Авторы статьи «Металлоносные нефти: каталитические яды или источник получения металлов», опираясь на анализ нефти на промыслах, а также на результаты исследования оборудования нефтеперерабатывающих заводов, доказывают, что нефть, в том или ином виде, содержит металлические примеси. В статье описан процесс отравления катализаторов каталитического риформинга попутными металлами нефти.
Принято считать, что проблемы существуют у переработчиков, и это утверждение, конечно же, имеет под собой весомые основания, но с не меньшими трудностями сталкиваются и нефтедобытчики. Серьезной проблемой современной нефтяной отрасли является повышение уровня добычи тяжелой нефти, которая содержит значительное количество примесей (асфальтены, сера, металлы), а перегонка дает больше тяжелого остатка, нежели светлых дистиллятов, что снижает ценность таких углеводородов. В статье «Превращение нефти: изменения структурно-механических свойств тяжелой нефти Ярегского месторождения в результате ректификации» представлены физико-химические свойства тяжелой нефти Ярегского месторождения и ее атмосферного остатка. На основании проведенных исследований реологических свойств нефти и атмосферного остатка определена энтальпия, свободная энергия и энтропия активации вязкого течения, а также зависимость частоты перескока молекул от температуры.
Подробнее об этом и многом другом читайте в новом свежем журнала Neftegaz.RU