Среди этих особенностей:
- технологическая сложность,
- высокая концентрация стоимости оборудования на сравнительно небольшом пространстве,
- взрывопожароопасность процессов,
- экологические риски,
- риски, связанные с реконструкцией и модернизацией НПЗ (аварии на стройплощадке, ошибки проектирования, аварии при пуско-наладочных работах и др.)
Также фактором неопределенности стал статус специальной военной операции (СВО). По российскому законодательству, страховщик может не выплачивать компенсацию (если иное не предусмотрено договором) в случае форс-мажора, к которому в т.ч. отнесены военные действия, маневры или иные военные мероприятия. Однако режим военного времени на территории России отсутствует, поэтому последствия удара БПЛА может быть признано страховым случаем, если правоохранительные органы квалифицируют его по ст. 205 УК РФ (террористический акт) или ст. 281 (диверсия), при условии, что в страховом полисе соответствующие риски были прописаны.
Примеры подобных выплат на российском рынке есть – в сентябре 2023 г. РСХБ-страхование произвело страховую выплату в размере 45,02 млн руб. (включая компенсацию расходов по минимизации ущерба в размере 1,7 млн руб.) крупнейшему НПЗ на юге России, топливные резервуары и оборудование которого пострадало от атаки БПЛА в мае того же года. Атака БПЛА была квалифицирована как террористический акт и на момент событий имущество НПЗ было застраховано в рамках договора страхования, предоставляющего страховое покрытие на случай теракта и диверсии, защищенного перестраховочной емкостью Российского антитеррористического страхового пула (РАТСП). Для РАТСП эти убытки стали одними из крупнейших за последние годы, но объединение заверило, что перестраховщики-участники пула приложат все усилия, чтобы в сжатые сроки возместить РСХБ-Страхование произведенные расходы.
На фоне продолжающихся атак БПЛА спрос на услуги страхования от террористических актов и диверсий. Ответом на растущие запросы на страховую защиту со стороны бизнеса и промышленности стал рост тарифов с одновременным сокращением лимита ответственности по страховым случаям. По экспертным оценкам, приведенным недавно Ъ:
- в зависимости от характера объекта и места его расположения тарифы могли увеличиться в десятки раз - для складских объектов тарифы выросли в 7 раз, для НПЗ - в 70 раз, промышленных предприятий - в 120 раз,
- в условиях многократного роста тарифа лимит ответственности сокращается в 1,5-2 раза - если весной 2023 г. за страховую премию в размере 1,5% от стоимости имущественного комплекса промышленного предприятия страхователи могли рассчитывать на максимальное покрытие в размере 80% рыночной стоимости, то к сентябрю 2024 г. уровень покрытия сократился до 50-70%.
Проблемы перестрахования
Весной 2022 г. российские страховщики оказались в критической ситуации после разрыва отношений со стороны западных перестраховщиков. Тогда экстренную поддержку рынку оказал регулятор и Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), дочка Банка России. Страховые компании тогда признавали, что благодаря РНПК им удалось выйти из опасной зоны. В плане формирования национальной емкости для страхования и перестрахования риска терроризм внес РАТСП. Однако участники рынка отмечали, что внутренних емкостей перестраховочного рынка в РФ недостаточно. Кроме того, с ростом частоты убытков по страхованию рисков терроризма и диверсий РНПК стала рассматривать изменения покрытия для рисков терроризма, в т.ч. ущерб от БПЛА.Как ранее сообщало Агентство страховых новостей, РНПК предложила рынку обсудить ее непропорциональное участие в перестраховании через поддержку РАТСП или отдельных крупнейших страховщиков, готовых в совокупности установить приоритет в размере не менее 1 млрд руб. Такая инициатива означает, что РНПК готова перестраховывать с франшизой в 1 млрд руб., т.е. если убыток менее этой суммы, то все риски ложатся на первоначального страховщика. Самостоятельные выплаты в таком объеме под силу только крупнейшим игрокам, а всем остальным придется обращаться в РАТСП. Кроме того, РНПК предложила ограничить покрываемую ею максимальную страховую сумму по недвижимости по рискам терроризма и диверсии по каждому отдельному объекту лимитом выплат в 15 млрд руб., что означает снижение интерес страховщиков к дорогостоящим объектам.
Стремясь контролировать кумуляцию, РНПК обозначила необходимость акцепта для рисков, превышающих 3 млрд руб. с учетом наличия свободной емкости по конкретной территории. При этом покрытие от РНПК было заявлено на уровне не более 25% по страхованию имущества и строительно-монтажных рисков, но не более 15 млрд руб. по каждому риску. Для страховщиков такая ситуация означает сокращение страховок для крупных объектов по рискам терроризма и диверсий и стимулирование продаж урезанных страховок.
При таком подходе на РАТСП переходит значительная часть перестрахования рисков терактов и диверсий. Однако, учитывая критическую важность нефтеперерабатывающей отрасли, социальную значимость стабильного топливоснабжения внутреннего рынка, а также позиционирование России как надежного поставщика на международном рынке, более активное участие государства в лице РНПК в обеспечении страховой защиты НПЗ участники рынка считают жизненно необходимым. Ведь многократно увеличившиеся тарифы на страхование НПЗ обусловлены не только усилившимся риском атак БПЛА. Условия страхования сильно зависят от политики перестрахования в РАТСП и других перестраховочных емкостях, включая РНПК. А на некоторые объекты просто невозможно найти необходимую перестраховочную емкость на рынке.
Государство в 2022 г. дало яркий сигнал рынку, что вопрос страхования и перестрахования находится в зоне его внимания, гарантировав увеличение объявленного капитала РНПК до 750 млрд руб. Сейчас для страхового рынка важен следующий шаг - выстраивание эффективного государственно-частного партнерства через более тесное взаимодействие РНПК и РАТСП. Для российской нефтеперерабатывающей отрасли это даст более четкие и прозрачные условия страхования и снимет часть ограничений на ее развитие в условиях возросших рисков.
Учитывая актуальность темы, Neftegaz.RU продолжит следить за ситуацией.