Аналитики пришли к выводу, что противоречия между арабскими экспортерами нефти и ее американскими покупателями не так велики, как принято считать.
Благодаря тому, что США увеличили импорт, пишет Foreign Affairs, общий объем продаваемой нефти за последнее десятилетие увеличился на треть, а объемы добычи нефти за это же десятилетие увеличились на 50 процентов.
При этом отношения арабских стран, особенно Саудовской Аравии, с Вашингтоном гораздо сложнее, чем они выглядят на поверхности, потому что основываются на негласных соглашениях и определенном количестве выгодных обеим сторонам мифов. Вашингтон признает решающую роль Саудовской Аравии на мировом нефтяном рынке, особенно ее влияние на регулирование цен на нефтепродукты. Саудовцы же прилежно исполняют роль, отведенную им Белым Домом.
Королевство обеспечило себе устойчивую позицию в качестве основного поставщика нефти в США. Оно всячески стремится показать, насколько ее поставки важны для Америки, и лидеры Аравии, таким образом, заручаются помощью Вашингтона, обеспечивая не только сохранность своих нефтяных угодий, но и личную безопасность высших чиновников.
Нет сомнений, полагает Foreign Affairs, что если бы торговля была отпущена в свободное плавание, экспорт Саудовской Аравии в США сократился бы вдвое. Но Аравия платит за свою привилегию.
Государственная нефтяная компания ?Сауди Арамко? зарабатывает на 1 барреле нефти, продаваемом США, на $1 меньше, чем на нефти, поставляемой в Европу и Восточную Азию.
Эта скидка трансформируется затем в дотацию американским потребителям и составляет $260 млн в год. В благодарность США, когда нужно, вводят войска в район Персидского залива, что тоже недешево.
Получая привилегии, Саудовская Аравия одновременно становится все более зависимой от США. Ни одна другая экономическая держава в ближайшее десятилетие не сможет сравниться с Америкой по росту импорта нефти. Благодаря тому, что Штаты увеличили импорт, общий объем продаваемой нефти увеличился на треть, а объемы добычи нефти ? на 50 процентов.
Таким образом, надежды Саудовской Аравии и ОПЕК на еще более активно растущий рынок целиком и полностью зависят от роста спроса на нефть в США. Сами экономические принципы саудовского режима, которые практически полностью основываются на доходах от продажи нефти, зависит от Соединенных Штатов.
Впрочем, после 11 сентября в отношениях двух стран наметились серьезные разногласия. Эр-Рияд выразил серьезное недовольство по поводу того, что США воздерживаются от активного участия в арабо-израильском урегулировании. С другой стороны, в США с сентября прошлого года все громче звучат призывы принять меры по уменьшению своей зависимости от нефти. Это решение может существенно сказаться на темпах увеличения добычи нефти в течение последующих десятилетий. В этой связи следует обратить внимание, считает Foreign Affairs, на вызов, который, по всем признакам, бросила Саудовской Аравии Россия.
Во-первых, российские запасы оказались гораздо больше, чем предполагалось ранее. Во-вторых, за последние 20 лет производство нефти на Ближнем Востоке сократилось. Общие производственные мощности ОПЕК сейчас ниже, чем в 1980 году. Российская нефтяная индустрия тем временем консолидировалась после девальвации рубля в 1998, резко увеличившего рентабельность нефтяного экспорта. В результате экспорт нефти стал быстро расти. Теперь ожидается, что страны СНГ с 2002 по 2006 год увеличат экспорт нефти как минимум на 3 млн баррелей в день.
Если планы нефтяных компаний России, Центральной Азии и их международных партнеров осуществятся, через четыре года общий объем экспорта нефти из стран СНГ с территории бывшего Советского Союза может стать сравнимым с объемами экспорта из Саудовской Аравии.
Угроза ?северного? нефтяного бума, которого производители с Ближнего Востока так на словах боялись в начале 90-х, теперь становится реальностью. Правда, есть факторы, который существенно препятствуют увеличению экспорта нефти из России и Казахстана. Это устаревшие трубопроводы и портовое оборудование. А кроме того, спутать все карты, как это уже не раз бывало, может Ирак, на днях прекративший экспорт своей нефти.
Пять лет прошло с тех пор, как три российские компании подписали с Ираком контракт стоимостью $3,5 млрд на развитие месторождений Западной Кварны. До последнего времени консорциум лоббировал, как мог, прекращение санкций ООН против Ирака, которые тормозили разработку месторождений. Теперь делать это стало существенно сложнее.
...
Не так страшен черт...
Перепады цен на нефть в связи с прекращением поставок из Ирака заставили аналитиков по-новому взглянуть на расклад сил на мировом нефтяном рынке