Новые каналы российской и казахской нефти
Казахстан готовится качать свою и российскую нефть в Китай и Иран
"Сейчас осуществляются все работы для того, чтобы до 2006-2007 года этот трубопровод (Западный Казахстан - Китай) был сдан", - сказал заместитель генерального директора Казтрансойла Сабр Есимбеков.
"При наличии гарантированных поставок российской нефти (по трубопроводу из Омска до терминала Атасу в центральном Казахстане)... Казахстан, Китай и заинтересованные нефтедобывающие компании могут совместно осуществить строительство нефтепровода на участке Атасу-Алашанькоу, который в дальнейшем будет интегрирован в систему нефтепровода Западный Казахстан - Китай", - говорится в пресс-релизе компании.
Сейчас фактически единственным направлением экспорта казахстанской нефти является западное, через Россию по нефтепроводам Каспийского трубопроводного консориума (КТК) и Транснефти либо морскими перевозками в Азербайджан. В Китай нефть экспортируется в небольших объемах по железной дороге.
По словам Есимбекова, Казтрансойл ведет переговоры с компаниями, добывающими нефть в западной Сибири, с целью заключения контрактов на ее транспортировку на срок окупаемости трубопроводного проекта. Кроме того, уже начинается заполнение нефтью трубопровода Кенкияк-Атырау - первого звена планируемого китайского маршрута, а второе звено, Кумколь-Кенкияк планируется ввести в эксплуатацию в конце 2004 года.
До сооружения третьего звена компания намерена использовать эти трубопроводы для перекачки нефти из южного Казахстана на запад страны, к существующим экспортным терминалам, а сибирскую нефть транспортировать в Узбекистан и Туркмению.
Есимбеков также сообщил, что Казтрансойл принял решение о строительстве нового трубопровода, предназначенного для транспортировки до семи миллионов тонн в год "ранней" каспийской нефти из Атырау, куда она будет поступать с шельфа, на юг, в порт Актау.-0-
Возглавляемый Agip консорциум западных нефтяных компаний, разрабатывающих гигантское месторождение Кашаган на казахстанском шельфе Каспия, планирует в 2005 году начать промышленную добычу нефти, а к 2015 году выйти на сегодняшний уровень Норвегии или Мексики - один миллион баррелей в день.
Кашаганскую нефть ждут и в КТК, и в трубопроводе Баку-Джейхан, который проложат через Азербайджан, Грузию и Турцию, однако, по словам Есимбекова, консорциум интересует и южное направление - в Иран, и для этого Казтрансойл может в будущем удлинить свой трубопровод.
"Есть желание нефтедобывающих компаний, в том числе участвующих в международном консорциуме, добывать нефть на Восточном Кашагане и транспортировать ее в южном направлении, - сказал Есимбеков. - Мы достаточно серьезно рассматриваем... возможность достройки (трубопровода Атырау-Актау) южнее Актау".
Одним из препятствий развитию иранского маршрута для Казахстана является политический фактор, в частности, негативная позиция США по этому вопросу. Однако европейские компании к ней менее чувствительны.
"Технически этот проект осуществим, у него достаточно хорошие финансово- экономические показатели", - считает Есимбеков.
"В настоящее время ряд европейских компаний ведет разработку технико- экономического обоснования этого проекта и, естественно, мы в своей деятельности рассматриваем все возможности по диверсификации экспорта казахской нефти", - сказал он.
В кашаганский консорциум, помимо оператора - Agip - входят ExxonMobil, Royal Dutch Shell, TotalFinaElf (доля каждой составляет 16,67 процента), а также Inpex и Conoco, имеющие по 8,33 процента. TotalFinaElf ранее сообщала о своем намерении изучить иранский маршрут.
Есимбеков также не исключает того, что в будущем Казтрансойл займется транзитом в Иран и российской нефти, развернув на юг направление трубопровода Атырау-Самара, мощность которого планируется нарастить до 25 миллионов тонн в год с существующих 15 миллионов.
"Разговоры об этом ведутся и мы серьезно рассматриваем такую возможность", - сказал он.
Казахстан планирует в 2002 году добыть 47 миллионов тонн нефти, которая, наряду с металлами, является основным экспортным товаром, а к 2010 и 1015 годам увеличить добычу до 80 и 150 миллионов тонн в год, соответственно. Казтрансойл хочет к 2010 году перекачивать до 70 миллионов тонн нефти в год