Москва может остаться без бензина
Москва может остаться без бензина из-за ареста счетов Московского НПЗ налоговиками
Еще в начале этого года налоговики обвинили Московский НПЗ в том, что в 2000-2002 годах он недоплатил в бюджет 135 млн долларов, используя так называемую "байконурскую схему". По данным ФНС, завод сдавал свое оборудование в аренду компании "Орбитальные системы", зарегистрированной в знаменитом "внутреннем офшоре" Байконур и освобожденной от уплаты акцизов и налога на прибыль. Байконурская фирма поставляла нефть на Московский НПЗ, а взамен получала нефтепродукты, которые продавала, экономя на акцизах.
Московский НПЗ пытается оспорить эти претензии, но пока ему не везет. Как рассказал "Ведомостям" первый вице-президент Московской нефтегазовой компании Евгений Савостьянов, ФНС удалось признать незаконным договор Московского НПЗ с "Орбитальными системами" в Девятом апелляционном суде Москвы.
Савостьянов надеется, что Московскому НПЗ удастся выиграть этот спор в кассационной инстанции. "Мы убеждены, что сможем доказать свою правоту. Банкротство завода никому не нужно", - говорит Евгений Савостьянов.
По его данным, арест на счета был наложен в минувшую пятницу, и теперь налоговики могут начать списывать с них деньги в безакцептном порядке. Представитель ФНС Елена Толгская отказалась комментировать эту информацию.
Завод входит в Московскую нефтегазовую компанию, 55% акций которой принадлежит правительству Москвы, а 45% - британской Sibir Energy. МНГК контролирует 38% от общего количества акций предприятия (51% голосующих акций). Другие крупные акционеры МНПЗ - "Сибнефть" (35,1% от уставного капитала) и "Татнефть" (17,73%).
В перспективе Московскому НПЗ не удастся обойтись без помощи акционеров, уверены эксперты, опрошенные "Ведомостями". "Если заводу не удастся в короткие сроки разморозить счета, это может привести к его остановке", - предрекает руководитель аналитического отдела "Совлинк Секьюритиз" Майкл Бобошко.
В этом случае Москве не избежать паники и скачка цен на бензин, убежден он. По данным самого завода, его доля на топливном рынке столицы составляет 40%. Впрочем, Бобошко отмечает, что кризис вряд ли продлится долго, ведь поставлять бензин в Москву могут и другие заводы - Ярославский, Рязанский и Кстовский.
Савостьянов также признает, что завод может обратиться к своим акционерам за помощью. "Они могут временно оплачивать за нас счета, а мы не будем брать с них деньги за переработку нефти на заводе", - поясняет он. Владельцы Московского НПЗ действительно являются крупнейшими поставщиками нефти на завод по давальческой схеме. Но вот согласятся ли они на такие условия, неизвестно.
Представители "Сибнефти", "Татнефти" и Sibir Energy вчера отказывались комментировать, каким образом они собираются спасать завод.