Введение акциза на прямогонный бензин приведет к переделу нефтехимического рынка
Единственная цель введения ставки на прямогонный бензин - противодействие нелегальному производству из него суррогатных автомобильных бензинов
Единственная цель введения ставки на прямогонный бензин ? противодействие нелегальному производству из него суррогатных автомобильных бензинов. Однако увеличение цены приобретаемого бензина на сумму акциза может несколько снизить эффективность бизнеса таких структур, но не лишит их возможности извлекать большую прибыль, чем легальные производители моторного топлива. Теневые структуры, занимающиеся производством бензина, могут уйти от уплаты других налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль ЕСН), также сохранить низкие производственные затраты в связи с использованием примитивной технологии смешивания прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число.
К тому же в данном случае прелагается облагать акцизом не готовую продукцию, а компонент, требующий дальнейшей доработки, т.е. сырье. Введение ненулевой ставки акциза на прямогонный бензин ставит в неравные рыночные условия предприятия химической промышленности, которые используют его в качестве основного сырья, в сравнении с предприятиями, основным сырьем для которых являются сжиженные газы и этан. Таким образом, последствием введения акциза может стать передел нефтехимического рынка и возникновение монополии на отдельные виды нефтехимической продукции.
Для производства бензина можно использовать и другие виды углеводородного сырья. Например, фракции углеводородов С5-С10, С6, С6-С8, газовый конденсат и продукты его переработки. Причем использование неподакцизного сырья станет более выгодным для производителей суррогатного бензина. в результате прямогонный бензин будет заменен на сырье, не попадающее под акциз. А это приведет к уменьшению ресурсно-сырьевой базы для предприятий целого ряда отраслей промышленности и сокращению производства целевой продукции из них. Так, использование для производства суррогатных бензинов бензола, толуола, этилбензола, ксилолов приведет к сокращению объемов производства таких продуктов как стирол, полистирол, фенол, искусственные волокна и пластмассы.
Варианты создания механизма вычета акциза на прямогонный бензин, подлежащего уплате нефтехимическими предприятиями, имеет ряд недостатков. По расчетам Минфина, потребуется единовременно отвлечь из оборота примерно 6 млрд рублей, что может повлечь серьезные последствия для отрасли. Лишившись необходимого объема сырья, нефтехимические предприятия сократят выпуск продукции, а рынок займут западные производители, использующие в качестве сырья прямогонный бензин российского происхождения. К нетоварному прямогонному бензину невозможно применить зачетную схему уплаты акциза, поскольку нельзя определить какой вид товарного продукта (бензина) был выработан из данных остатков, что приведет к двойному налогообложению части произведенного бензина и росту цен на него. Поэтому нет надежных механизмов, позволяющих избежать губительных последствий для нефтехимии, потребляющей более 60 % этого вида сырья, а также для смежных отраслей российской промышленности.