В Барселоне прошла 20-я международная конференция European Chemicals Policy. Анонсированные пути развития европейской химической политики, которые вступят в действие в ближайшие 6 – 12 месяцев, вызывают необходимость активизировать поиск замены веществам, которые могут попасть под ограничения в Европе уже сейчас.
В конференции приняли участие представители Европейского химического агентства, компетентных органов стран ЕС: представители Федерального института охраны труда - BAuA (Германия) и Инспекции охраны труда и здоровья - Health and Safety Authority (Великобритания), проверяющие инспекторы, ведущие консалтинговые компании, представители Европейского Совета по химической промышленности - CEFIC, глобальные химические компании.
Международные эксперты сегодня констатируют, что регламент Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals (REACH), ставший «краеугольным камнем» европейской химической политики, в настоящее время можно употреблять в двух значениях: узком, как, собственно, сам регламент, и широком, как всю европейскую химическую политику в целом.
Подводя итоги конференции, можно сказать, что основным направлением развития европейской химической политики в ближайшее время станет значительное расширение списка опасных веществ, substance of very high concern (SVHC), поиск альтернатив опасным веществам, стимулирование более тесного взаимодействия компаний по цепи поставки. Такое «стимулирование» фактически означает повышение ответственности производителя (особенно не европейского) за безопасность своей продукции, за которую теперь приходится отвечать «от ворот завода до свалки».
Уже сейчас очевидно, что список SVHC, очередное издание которого планируется на февраль 2013 г., будет расширен на порядок. Данный список не только определит перечень опасных веществ, но и станет основой для двух других списков: списка веществ, использование которых на территории ЕС требует специального разрешения (authorization list) и списка веществ, запрещенных к применению в Европе. Планируется, что в него войдет целый ряд веществ, используемых химией фторсоединений: эмульгаторы, наполнители, некоторые хладоны и т.д. То есть уже в ближайшие месяцы у российской промышленности могут возникнуть серьезные проблемы с реализацией некоторой продукции на рынке ЕС.
Помимо развития REACH в Европе, другим важным вопросом, обсужденным на конференции, стал анализ REACH-like законодательства в мире. В настоящий момент REACH-like законодательство имеют около двух десятков стран. Хотя представители всех стран, принявших национальное регулирование химической отрасли, говорят о полной гармонизации своих законов с рекомендациями ООН (Global Product Stewardship), на практике в каждой стране существуют свои нюансы регулирования, зачастую противоречивые.
Так в странах ЕС существует 4 класса опасности по острой токсичности.
В то же время в Китае и Бразилии выделяют 5 классов опасности. Т.е. вещество, не классифицируемое в Европе, в КНР становится объектом классификации. Все это делает выполнение законов о химическом регулировании в разных странах весьма сложным. Единственное, в чем сходятся все страны – это в штрафных санкциях за нарушение национального законодательства. В Германии, например, нарушение REACH является уголовным преступлением и карается до 6 лет тюрьмы , а в Китае нарушение законодательства об обороте химических веществ грозит миллионными штрафами и запретом на экспорт до 3-х лет.
«Учитывая, что экспорт в ЕС составляет значительную часть производства российской химической промышленности, отечественные компании вынуждены жить одновременно по двум законам: российскому и европейскому. При этом порой одно законодательство противоречит другому. Т.е. на сегодняшний день российские производители вынуждены выполнять ограничительные по своей сути требования европейских законодателей и в тоже время оказываются совершенно незащищенными на собственном рынке. Поэтому крайне необходимо создание собственной нормативной базы, которая, с одной стороны, сняла бы противоречия с европейским законодательством, а с другой обеспечивала защиту отечественного производства. Соответствующие предложения мы планируем направить в адрес Евразийской экономической комиссии», - отметил генеральный директор ОАО «ГалоПолимер» Максим Дорошкевич.
Действие REACH распространяется только на компании – резиденты ЕС. Т.е. неевропейские компании не могут напрямую регистрировать свои вещества и должны действовать через «единственного представителя» (only representative), компанию, зарегистрированную в ЕС, которая является владельцем всех регистраций. Именно единственного представителя и могут наказать за нарушение REACH. Учитывая, что единственный представитель является владельцем регистраций (т.е. фактически лицензий на право ввоза веществ в ЕС), его ликвидация означает автоматический запрет на ввоз продукции для неевропейского предприятия.