Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) заключил контракт с консорциумом в составе эмиратской WTL (FZE) и Westport Trading Europe Ltd на строительство новой установки замедленного коксования (УЗК).
Об этом Нефтегазовый комплекс Туркменистана сообщил 22 ноября 2017 г.
УЗК позволяет использовать в качестве сырья разнообразные смеси, в т.ч тяжелые нефтяные остатки, которые остаются на НПЗ в результате переработки нефти.
Процесс коксования предусматривает разложение при высокой температуре без доступа воздуха твердых и жидких горючих ископаемых с образованием летучих веществ и твердого остатка (кокса).
УЗК на ТКНПЗ рассчитана на производство 416 тыс т/год дизельного топлива, 191 тыс т/год нефтяного кокса, 16,4 тыс т/год сжиженного газа и 148 тыс т/год бензина.
Новая установка обеспечит рост глубины переработки нефти на ТКНПЗ до 94%.
Это повысит качество и конкурентоспособность нефтепродуктов, в частности, гудрона высшей пробы, который требуется для строительства долговечных дорожных покрытий.
Вместе с тем качественный гудрон пригодится для увеличения выпуска нефтяного кокса.
В настоящее время на ТКНПЗ производят 2 вида нефтяного кокса - суммарный (полуфабрикат) и прокаленный.
Но ТКНПЗ заинтересован в производстве более дорого продукта - игольчатого кокса, для чего и понадобилась УЗК.
Игольчатый кокс - высокоструктурированный углеродный продукт с низким содержанием металлов и серы.
Этот продукт относится к классу премиальных, он применяется для изготовления графитированных электродов и востребован во многих отраслях промышленности развитых стран.
Потенциально пригодным сырьем для получения игольчатого кокса является малосернистый кокс, причем ТКНПЗ на данный момент является единственным на территории СНГ предприятием, производящим из гудрона малосернистый кокс (содержание серы менее 0,5%).
Напомним, что результатом международного тендера на строительство УЗК на ТКНПЗ на заседании кабмина Туркменистана 17 ноября 2017 г интересовался президент страны Г. Бердымухамедов.
Об итогах тендера доложил вице-премьер по ТЭК М. Бабаев, но официально победители тогда не назывались.
Выбор победителя не стал неожиданностью - WTL и Westport Trading Europe, зарегистрированная в американском штате Делавэр с льготным налогообложением, хороша известны в Туркменистане.
WTL (FZE) и американской Westport Trading Europe реализовали проект по созданию установки каталитического риформинга LCH-35-11/1000 на Сейдинском НПЗ.
Любопытно, что хотя технология производства дорожного битума на Сейдинском НПЗ была разработана в 2001-2004 гг учеными Уфимского государственногого нефтяного технического университета и ТКНПЗ, контракт был заключен с Westport Trading Europe, директором которой являлся некий Н. Юрченко, а руководителем проекта в компании по Сейдинскому НПЗ - А. Меркулов, с далеко не американскими фамилиями.
А дело уфимцы тогда сделали хорошее: была запатентована технология производства высококачественного дорожного битума с использованием висбрекинга (термического крекинга) вместо окисления.
Установка мощностью 500 тыс т/год была введена на Сейдинском НПЗ в мае 2017 г, что позволило начать выпуск высокооктанового бензина.
С запуском установки каталитического риформинга Сейдинский НПЗ сможет производить 412 тыс т/год компонента высокооктанового бензина марки А-98, 25 тыс т/год экстрированного бензина, 15 тыс т/год сжиженного газа, 23,5 тыс т/год газа, используемого в печах, а также 17 тыс т/год газа с примесями водорода.