Москва, 11 фев - ИА Neftegaz.RU. Проект Амурского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) стоимостью 120 млрд руб., предназначенный преимущественно для экспорта нефтепродуктов в Китай или заморожен, или не будет реализован вовсе.
Об этом заявил вице-премьер, полномочный представитель президента по Дальнему Востоку Ю. Трутнев РБК 7 февраля 2019 г.
Не путайте с проектом Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), где все идет по плану.
28 января 2019 г. начальник департамента 816 Газпрома А. Иванников бодро заявил о договоренностях Газпрома с экспортными кредитными агентствами о привлечении проектного финансирования в 14 млрд долл США для строительства Амурского ГПЗ.
С независимым Амурским НПЗ все гораздо хуже.
По словам Ю.Трутнева, проект строительства Амурского НПЗ мощностью 6 млн т/год нефти и газового конденсата не будет реализован, поскольку инвесторы не предоставили гарантии поставок сырья на завод.
«Мы пошли им навстречу, а проект не реализовался. Страшно это или нет? Нет, не страшно. Мы ничего не потратили из бюджета на строительство инфраструктуры, это риск инвестора», - сказал Ю. Трутнев.
Проект строительства НПЗ в с. Березовка Амурской области, граничащем с китайской границей, обсуждался с 2004 г.
Инициатива создания завода шла от администрации Приамурья, которая пыталась дать старт развитию в регионе нефтепереработки.
В апреле 2016 г. его одобрил президент В. Путин.
Проект должна была реализовать Амурская энергетическая компания (АЭК), дочка китайской Мэн Лань Син Хэ (ее доля - 90%).
Мэн Лань Син Хэ обещала на 90% профинансировать стройку стоимостью более 120 млрд руб.
Запуск 1й очереди предприятия ожидался сначала в 2016 г, позже был перенесен на 2019 г.
В России должно было остаться не более 20% продукции (1 млн т дизтоплива и 55 тыс. т бензина).
Остальную часть нефтепродуктов планировалось поставлять в Китай.
Главная проблема независимого НПЗ - отсутствие сырьевой базы.
В отличие от ВИНК, независимые НПЗ обычно не обладают добычными активами и вынуждены договариваться как с добывающими компаниями, так и с нефтетранспортными.
Китайцы наивно полагали, что им удастся вклиниться в поделенный рынок.
В Китае проект был властями поддержан, но без поддержки местных властей проект был обречен.
Проблемы появились ожидаемо, поскольку инициаторам проекта самим не удалось договориться с нефтяными компаниями о поставках сырья на завод.
Ю. Трутнев отметил, что неоднократно предупреждал инициаторов о том, что до того, как войти в проект, надо разобраться с поставками сырья:
«Они не шевелятся, я не слышал, чтобы они нашли нефть».
В 2014 г. стало известно, что Транснефть не имеет возможности и ресурсов для подключения к МНП ВСТО Амурского НПЗ.
Тем не менее, в 2016 г. инвестиции в проект составили 2,7 млрд руб, - поведал тогдашний губернатор Амурской области А. Козлов.
Вариантов поставок рассматривалось несколько.
В частности, железнодорожными вагонами -цистернами с месторождений Якутии, но сформулированных предложений о том, как дальше реализовывать проект, не последовало.
Кроме того, осенью 2016 г. АЭК заключила предварительные соглашения на поставку нефти с 2мяякутскими компаниями, в т.ч. с Харьягой.
Но у обеих компаний на тот момент добычи еще не было, они лишь владели геологоразведочными лицензиями.
С тех пор ситуация не поменялась.
Кроме того, проект строительства НПЗ было необходимо согласовывать с властями для:
- выделения земельных участков;
- получения разрешений на строительство инфраструктуры;
- налоговых льгот;
- условий экспорта нефтепродуктов.
Губернатор Амурской области В. Орлов 21 декабря 2018 г. сообщил, что модель Амурского НПЗ, которую рассчитывали 5 лет назад при стоимости нефти 120 долл. США/барр, при сегодняшней экономической ситуации не целесообразен, а потому заморожен.
Правда о том, что его не будут реализовывать вовсе, речи тогда еще не шло.
Сегодня Приморье не может похвастаться наличием НПЗ, так как в регионе их нет вовсе.
Ближайший НПЗ расположен в г Хабаровске - Хабаровский НПЗ, который находится под крылом Независимой нефтегазовой компанией (ННК) Э. Худайнатова.
Автор: А. Никитина, О. Бахтина