Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на заявление министра энергетики Казахстана Е. Аккенженова.
Как передает издание Sputnik Казахстан, в Минэнерго потери в добыче нефти после атаки на морской терминал КТК оценивают в 480 тыс. т. Поставки Казахстана вместо запланированных 72 млн т могут снизиться до 68 млн т. В то же время ожидается, что общий план нефтедобычи на 2025 г. будет выполнен.
Также ранее министр иностранных дел Казахстана Е. Кошербаев подтвердил встречу с украинским коллегой А. Сибигой на полях Совета министров иностранных дел стран ОБСЕ в Вене. Стороны обсудили различные вопросы, включая безопасность КТК. Глава казахстанского МИД заявил, что «ситуация должна быть стабильной».
Напомним, 29 ноября ВПУ-2 подверглось атаке безэкипажных катеров (БЭК). Первоначально в КТК сообщали, что дальнейшая эксплуатация устройства невозможна. В настоящее время консорциум использует один ВПУ из трех: ВПУ №2 поврежден, а ВПУ №3 находится на плановом техническом обслуживании.
Атаку на КТК пресс-служба консорциума назвала атакой на интересы стран-участниц КТК, напомнив, что КТК обеспечивает транспортировку нефти с трех крупных казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
Объем перевалки в 2024 г. составил около 63 млн т нефти, при этом около 74% указанного объема приходится на долю зарубежных грузоотправителей, среди которых наиболее крупными являются Тенгизшевройл (Chevron), ExxonMobil, КазМунайГаз, Eni, Shell.
Ранее на этой неделе Reuters писал, что в декабре Казахстан поставит в Китай 50 тыс. т сырой нефти с месторождения Кашаган по магистральному нефтепроводу (МНП) Атасу – Алашанькоу.
Морской терминал КТК и его ВПУ
Нефтепроводная система КТК включает магистральный нефтепровод (МНП) Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1511 км и Морской терминал на Черном море в районе г. Новороссийск. КТК обеспечивает экспорт нефти с месторождений запада Казахстана (Тенгиз, Кашаган и Карачаганак) и российских месторождений на шельфе Каспия.Трубопроводная система консорциума способна транспортировать с территории Казахстана около 72,5 млн т/год нефти и до 83 млн т/год нефти – через РФ.Отгрузка нефти на танкеры на морском терминале КТК осуществляется через три ВПУ турельного типа, расположенные в 5 км от береговой линии, что позволяет безопасно загружать танкеры в т.ч. при неблагоприятных метеоусловиях.
В настоящее время ВПУ-1 работает в обычном режиме, с учетом ограничений, вводимых в порту Новороссийск в связи с угрозами атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и безэкипажных катеров (БЭК).
ВПУ-2 восстанавливается после атаки БЭК.
ВПУ-3 с 12 ноября 2025 г. выведено из эксплуатации для проведения планового предупредительного ремонта (ППР), в т.ч. для замены плавучих и подводных шлангов. Ранее сообщалось, что в зависимости от погодных условий работы могут занять до 2 месяцев.
В следующем году КТК планирует заменить ВПУ КТК-1 и ВПУ КТК-2 на новые. Отметим, что производителем действующих ВПУ является IMODCO из Монако. Сейчас новые ВПУ на замену уже изготавливаются на верфи Drydocks World в ОАЭ. ВПУ-3 также планируется заменить, но его будут строить в России.
Автор: А. Игнатьева






