Заявление Миннефти Ирана привело агентство Shana 20 июля 2024 г.
Это не наши танкеры
Тезисы от Миннефти Ирана:- ни один из поврежденных танкеров не имел отношения к Ирану,
- ни один из них не перевозил иранскую нефть.
Пожар у берегов Сингапура произошел 19 июля 2024 г.
Танкер-продуктовоз Hafnia Nile (флаг Сингапура) и нефтеналивной танкер Ceres I (флаг Сан-Томе и Принсипи) загорелись в 55 км к северо-востоку от о-ва Педра-Бранка.
Hafnia Nile с грузом нафты следовал из испанского порта Уэльва в японский порт Касима.
Супертанкер (VLCC) Ceres I с начала июля находился на якорной стоянке в Сингапуре.
По неофициальным данным, Hafnia Nile врезался в Ceres I, затем оба судна загорелись.
Далее Ceres I отключил AIS и попытался скрыться с места происшествия.
Загадочный Ceres I
Reuters со ссылкой на источники сообщил, что Ceres I перевозил 2 млн барр. иранской нефти в направлении КНР.Интриги в историю с Ceres I добавило то, что Малайзия потеряла танкер.
Инцидент с Ceres I и Hafnia Nile произошел в 25 морских милях к северу от Малайзии и Морское управление страны более суток искало Ceres I в своих водах.
По заявлению командующего поисково-спасательной службой береговой охраны Зин Азмана Мохамада Юнуса:
- Малайзия успешно обнаружила и задержала Ceres I вместе с 2 буксирами, которые буксировали его у восточного побережья страны,
- танкер и буксиры перехвачены в 28 морских милях от о-ва Тиоман днем 21 июля,
- аэрофотосъемка выявила некоторые следы разлива нефти,
- будут проведены дополнительные проверки и расследование.
Танкер теневого флота
Западные СМИ связывают Ceres I с теневым танкерным флотом.По данным Bloomberg:
- Ceres I был построен в 2001 г., а в этом возрасте судовладельцы обычно отдают судна на слом.
- танкер ходил под неизвестным флагом, которым пользовались только 55 судов из мирового торгового флота, насчитывающего десятки тысяч судов.
Согласно данным Kpler, Ceres I перевозил грузы из Ирана и Венесуэлы в начале 2024 г. и в 2023 г.
Используемый Россией, Ираном и Венесуэлой для обхода санкций теневой танкерный флот ввиду его возраста в западных СМИ часто называют источником аварий.
По данным Bloomberg, танкеры теневого флота были вовлечены по меньшей мере в 50 аварий с момента начала СВО РФ на Украине в феврале 2022 г., включая пожары, отказы двигателей, столкновения и разливы нефти.
В связи с этим США, ЕС и Великобритания в последнее время активно вводят все новые санкции для борьбы с теневым флотом.
В случае с Россией, это связано со стремлением заставить работать в рамках механизма потолка цен, однако Россия это ограничение успешно обходит, а кипрские, греческие, мальтийские судовладельцы и британские страховщики теряют доходы.
Поэтому нельзя связывать борьбу Запада с теневым флотом исключительно с заботой об экологии и безопасности судоходства.