Вблизи г. Одессы потерпел крушение «серый» нефтеналивной танкер. Экологической катастрофы не будет
Морское агентство Молдавии утверждает, что танкер Делфи был лишен приписки больше 1 года назад
Танкер с мая 2019 г. стоял неподалеку от порта Южный (Південний), не входя территориальные воды Украины.
Почему стоял?
Потому что с 2018 г. двигатель вышел из строя, а владельцам было жалко тратить деньги на ремонт.
Хотя доходы таких танкеров могут составить более 2 млн долл Сша.
Что делал?
Торговал контрабандным судовым топливом, превратившись после поломки двигателя в стационарную бункеровочную станцию.
Состояние его было плачевным, в середине ноября 2019 г. из 2 якорей остался только 1 якорь.
Все знали чем занимается Делфи, но торговлю влиянием на Украине никто не отменял, смотрели сквозь пальцы.
Когда 21 ноября 2019 г. случился шторм, капитан, вероятно, подумал, - пронесет, как обычно.
Однако судно сорвало с оставшегося якоря и отнесло в сторону г. Одессы.
Без двигателя и якорей судно в неуправляемом дрейфе вынесло на волнолом примерно в 1 км от пляжа Дельфин в г. Одессе около 2:00 по местному времени (03:00 мск).
Танкер практически лег на борт, ударами волн его сильно било о волнорез.
Из образовавшейся пробоины начало вытекать что-то похожее на мазут.
Пробы морской воды показали превышение концентрации нефтепродуктов в 53 раза.
Впрочем, позже было установлено, что груза на танкере не было, поэтому экологической катастрофы не будет.
Рейдово-портовый нефтеналивной плавбункеровщик Делфи - небольшой типа HAZ-D, проекта 585.
Построен в 1974 г. в Болгарии.
Длина - 59 метров.
Дедвейт - 1634 т, GT - 881.
По данным vesselfinder, ходит под флагом Молдавии.
История у танкера богатая.
Построенный в 1974-77 г, в СССР получил имя PYALITSA, до 1997 г. переименованный в Экологию ходил под флагом Украины, до 2007 г. ходил под флагом Грузии, в 2010 г. стал Eкологiя, в 2019 г. - Delfi.
Сообщалось, что на борту танкера Делфи находились 15 человек, но фактически оказалось, что на судне 3 члена экипажа - капитан, старший механик и матрос, все они граждане Украины.
Капитан судна отказывался подать сигнал SOS и эвакуировать экипаж без разрешения судовладельца, связаться с которым не удалось, было нельзя.
Тем не менее, когда судно бросило на волнолом, стало понятно, что ситуация - критическая, и было решено принудительно спасти граждан с откровенно терпящего бедствие танкера.
Для спасения членов экипажа был отправлен отправили катер Морской поисково-спасательной службы ВМС ВС Украины и большой частный буксир Австралия.
В спасательной операции участвовало около 10 человек.
Из-за сильного шторма спасатели так и не смогли подойти к терпящему бедствие судну, поэтому было решено вытаскивать членов экипажа вплавь.
Первого моряка спасли довольно оперативно, после чего водолаз доставил на борт канат.
Спустив на воду лодку, спасатели пытались дойти до суда, чтобы спасти других членов экипажа.
В 14:30 спасательная операция успешно завершилась.
Причем, капитан был уже без сознания.
Пока на море шторм, эвакуировать танкер невозможно.
Работы начнутся позже.
Поведение капитана вызвало сильные подозрения в связи с отказом в эвакуации и зачем-то зажженной дымовой шашкой.
С танкером, действительно, ситуация неоднозначная.
Сообщалось, что танкер ходит под молдавским флагом, однако Морское агентство Республики Молдова заявило, что танкер был лишен этого права больше 1 года назад.
Еще 27 сентября 2018 г. у танкера Делфи было отозвано право навигации под государственным флагом Республики Молдова по причине несоответствия его технического состояния требованиям Международных конвенций в области судоходства.
Танкер Делфи был принудительно исключен из Госреестра судов Молдавии, об этом факте было сообщено владельцу судна, классификационному обществу и портовым властям в районе эксплуатации этого судна.
Морское агентство Молдавии заверило, что готово сотрудничать с украинскими властями и предлагает информационную поддержку для разрешения ситуации.
Морской державой Молдавия стала относительно недавно, построив порт Джурджулешты.
Власти Украины передали Молдавии около 400 метров территории на берегу.
Молдаване довольно быстро сделали хорошие условия, и черноморские суда стали покупать удобные флаги.
Автор: А. Игнатьева