14 мая 2015 г 5 иранских катеров ВМС Корпуса стражей иранской революции (КСИР) открыли огонь по нефтеналивному танкеру с красивым названием Альпийская вечность (Alpine Eternity), который ходит под флагом Сингапура с норвежским экипажем.
183 - метровый танкер Alpine Eternity, покинувший 13 мая 2015 г порт Хидд в Бахрейне с конечной точкой маршрута - порт Фуджейра, в это время неторопливо проходил Ормузский пролив южнее острова Абу-Муса.
Иранские военморы стреляли из автоматов, поэтому ущерба особого не нанесли, а попугать - попугали.
Сначала иранцы приказали танкеру, который шел в иранских водах остановиться, потом дали предупредительные выстрелы, а затем начали стрелять на поражение.
В Персидском заливе достаточно тесно, поэтому сингапурский танкер, увернувшись, прямиком вошел в воды ОАЭ, после чего иранские военморы отступили, увидев пришедшие на помощь танкеру катера береговой охраны ОАЭ.
Нападение на танкер - это чрезвычайно хитрый ход Ирана.
В условиях роста регионального противостояния с суннитской коалиции во главе Саудовская Аравия из-за конфликта в Йемене, шиитский Иран пытается напомнить мировому сообществу, что способен оказать большое влияние на транспортные потоки в Ормузском проливе.
Однако нападать на танкеры даже в этой ситуации довольно рискованно.
Но в данном случае у Ирана есть повод так поступить с танкером.
Иран объяснил инцидент намерением урегулировать правовой спор.
Дело в том, что нефтеналивной танкер Alpine Eternity - тот самый танкер, который в марте 2015 г повредил иранскую морскую буровую добывающую платформу (МБП) на месторождении Южный Парс, и не дождавшись решения, покинул место происшествия.
Сложно сказать, кто виноват в этой истории.
Танкер налетел на МБП ночью, и, по словам экипажа, платформа была не освещена и без сигнальных огней.
Повреждения получили оба участника столкновения.
Иран тогда потребовал, чтобы владелец танкера заплатил за ущерб и угрожал захватить Aльпийскую Вечность, если вопрос не будет решен.
Тем не менее, вероятно, Иран не хотел захватывать судно, потому что военных 5 катеров могут это сделать.
Пираты и меньшими силами захватывают танкеры.
Однако, не исключено, что и экипаж танкера проявил сноровку, зная о возможной попытке захвата.
Отметим, что в инциденте не участвовали военные корабли суннитской коалиции и США.
Реакция на инцидент - разная.
Госдеп США высказал озабоченность снижению свободы судоходства, добавив, что в момент инцидента американские ВМСобщались с танкером, но к моменту принятия решения об участии в инциденте, танкер был отпущен.
Реакция саудитов была пожестче.
Глава МИД Саудовской Аравии А. аль- Джубейр яростно заявил журналистам в Кэмп-Дэвиде, где состоялась встреча по безопасности между США и арабскими странами о том, что Иран не должен уйти от ответственности за нападение на танкер.
Тем не менее, Иран достиг цели.
Менеджеры Transpetrol - оператора танкера Alpine Eternity, также высказали серьезную озабоченность по поводу роста рисков судоходства в Персидском заливе.
Из-за конфликта в Йемене, Иран и судовская коалиция ужесточили отношения на море.
Недавно Иран выстрелами в носовую часть перехватил саудовское судно у Маршалловых островов с целью проверки груза.
Саудиты ввели проверки на судах, входящих в охваченный войной Йемен в попытке предотвратить контрабанду оружия хуситам, контролирующим большую часть страны, и не пускают иранские корабли.
Иран пожаловался в СБ ООН на то, что силы коалиции препятствуют его попыткам отправить гуманитарную помощь в Йемен.
Персидский залив - горячая точка на планете.
В это м регионе сосредоточено около 60% мировых традиционных запасов нефти.
Ежедневно через Ормузский пролив транспортируются миллионы баррелей нефти.
Кувейт, Катар и Иран существенно зависят от экспорта нефти через нефтетерминалы Персидского залива.
В 2011 г Иран уже грозился перекрыть Ормузский пролив.
Здесь нередки учения ВМС США и их союзников.
Охладить пыл США и их союзников, вероятно, призваны совместные учения в Средиземном море ВМС России и Китая, которые вот-вот начнутся.
Корабли уже проследовали проливы Босфор и Дарданеллы.