USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

3 мин
87

Минтранс РФ подготовил уставные поправки для внедрения схемы ship-or-pay

Внесение изменений на законодательном уровне упростит планирование перевозок и обяжет грузоотправителей платить за перевозку груза вне зависимости от предъявления ранее согласованного объема продукции.

Минтранс РФ подготовил уставные поправки для внедрения схемы ship-or-pay

Москва, 30 сен - ИА Neftegaz.RU. Минтранс РФ подготовил законопроект с поправками к статье 10 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ». Ведомство предлагает внести в документ схему перевозок ship-or-pay («вези или плати»).

Это следует из текста, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.
Минтранс РФ предлагает дополнить статью 10 четвертой и пятой частями со следующим содержанием:
  • «по соглашению сторон в договоры об организации перевозок могут включаться обязанности грузоотправителей уплачивать провозные платежи за перевозку всего согласованного сторонами в таком договоре объема грузов вне зависимости от того, был ли согласованный объем грузов фактически предъявлен к перевозке»;
  • «президентом РФ, правительством РФ могут определяться виды грузов, направления перевозок и порядок доступа грузоотправителей к услуге по их перевозке на условиях договоров, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи».
Так, в уставе, относящемся к железнодорожному транспорту, может появиться схема «вези или плати». Она предполагает, что транспортная компания берет на себя обязательство по вывозу определенного объема груза, а в случае его непоставки платит штраф. По схеме ship-or-pay риск поставки и транспортировки несет отправитель, поскольку даже при отсутствии ранее согласованного для перевозки груза он обязуется платить перевозчику за транспортировку. Грузоотправитель оплачивает логистическую услугу, резервируя пропускные мощности.

Ранее среди преимуществ этого механизма выделялись следующие пункты:
  • улучшение планирования перевозок;
  • рациональное использование инфраструктуры;
  • гарантия вывоза продукции в согласованных объемах по долгосрочным договорам.
Кроме того, внедрение схемы «вези или плати» создаст условия для равномерной загрузки перспективных провозных мощностей, особенно на участках с ограниченной пропускной способностью, и обеспечит своевременную доставку грузов.

Ранее подчеркивалось, что бизнес относится к планируемому нововведению с опаской. В частности, производители удобрений в лице Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) предполагали, что закрепление принципа «вези или плати» приведет к конфликтам с действующим правовым регулированием. Более того, организацию настораживало возможное ограничение доступа к инфраструктуре в случае отказа перехода на долгосрочные договоры.

В то же время Минтранс РФ при подготовке изменений в устав ж/д транспорта обещал учесть интересы всех участников перевозочного процесса.

Многолетнее обсуждение опции «вези или плати»

Напомним, РЖД продвигает эту схему с 2016 г. Однако компания столкнулась с противодействием грузоотправителей, которые опасались появления ограничений доступа к инфраструктуре.

В 2021 г. А. Белоусов, на тот момент являвшийся вице-премьером, поручал РЖД ввести схему в отношении угля, чтобы разгрузить Восточный полигон. Вскоре после этого президент РФ В. Путин поручил РЖД и добывающим компаниям заключить долгосрочные контракты о вывозе угля на восток. Минтранс РФ разработал соответствующий законопроект, который должен был вступить в силу в начале 2025 г., но в мае 2023 г. правительство отозвало его.

Уже в текущем году РЖД регулярно говорят о необходимости введения опции «вези или плати», указывая на проблему непредъявления грузов грузоотправителями, в частности, угля для вывоза в восточном направлении. Наиболее заметным примером служит ситуация с невыполнением Кемеровской областью соглашения с РЖД о вывозе угля на экспорт в восточном направлении:
  • в 2025 г. Кузбасс стал единственным регионом, который получил такую преференцию;
    • в прошлом году аналогичные договоренности с РЖД были также у республик Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия, Тыва и Иркутской области;
  • соглашение с Кемеровской областью предусматривает вывоз в восточном направлении 54,1 млн т угля в 2025 г.;
  • кемеровские грузоотправители в период с января по июнь 2025 г. не предъявили к перевозке 820 тыс. т угольной продукции.
После этого РЖД заявили о необходимости изменить форму соглашения: ввести использование прямых договоров с угольными компаниями только по принципу «вези или плати». Предполагается, что это позволит хеджировать риски неиспользования железнодорожной инфраструктуры, повысить прогнозируемость грузопотоков и гарантировать окупаемость инвестиций.


Автор: К. Кожемяченко


Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK