Новую тарифную схему 7 ноября 2024 г. проанализировали Известия.
Дифтарифы на электроэнергию
Механизм дифференцированных тарифов на электроэнергию разработан, чтобы решить проблемы несправедливого ценообразования, когда значительные объемы электроэнергии приобретаются по льготным тарифам населения в коммерческих целях, в т.ч. для серого майнинга.Кроме того, потребление электроэнергии сверх нормы оказывает повышенную нагрузку на сети и линии электропередачи.
Лимиты были утверждены правительством РФ в ноябрьском постановлении об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты.
Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поясняют, что принятый документ вводит прозрачную систему контроля и помогает пресечь превышение предельных уровней перекрестного субсидирования в регионах.
Теперь пороговые значения потребления электроэнергии регламентируют каждый тариф в отдельности.
К ним ФАС разработала и специальное тарифное меню, которое соответствует каждому диапазону потребления:
- 1й уровень - до 3900 кВт∙ч/мес. - льготный (цена на электроэнергию устанавливается согласно предельным показателям для каждого региона и ежегодно индексируется),
- 2й уровень - от 3900 до 6000 кВт∙ч/мес. - стоимость будет не ниже экономически обоснованного показателя,
- 3й уровень - свыше 6000 кВт∙ч/мес. - не ниже тарифов для коммерческих потребителей на низком уровне напряжения (220-380 В).
В целом прирост платежа по 2му тарифу может составить порядка 25–50%, по 3му - до 1,5-2 раз.
При этом в среднем 2-комнатная квартира расходует 200-250 кВт∙ч/мес., дома с электроотоплением - от 400 кВт∙ч/мес., что с запасом попадает в границы 1го диапазона.
Однако и некоторые майнеры также могут вписаться в 1й диапазон, поскольку он достаточно широкий.
ФАС ранее критиковала региональные власти за чисто формальный переход к дифтарифам с сильно завышенными уровнями, призывая их донастроить по объему потребления электроэнергии для населения.
А глава Совета рынка (регулятор энергорынков) М. Быстров прямо называл потолки льготного потребления в 10-20 тыс. кВт∙ч/мес. издевательством со стороны региональных властей.
Региональная дифференциация
Постановление правительства должно учитываться региональными регуляторами при установлении тарифов на 2025 г.В документе зафиксированы максимальные уровни потребления, но конкретные значения внутри этих пределов будет установлены в каждом регионе.
Дифференцированные тарифы на электроэнергию могут не вводиться в тех регионах, где действует социальная норма потребления, утвержден график сокращения перекрестного субсидирования и оно не превышает предельный уровень.
Напомним, что объем перекрестного субсидирования (когда заниженный уровень тарифов для одной категории потребителей компенсируется увеличением тарифов для других категорий) превышает 300 млрд руб. при установленном ограничении в 241 млрд руб.
Часть регионов пока не планирует переходить на дифференциацию, например, г. Москва, потому что считают свои тарифы экономически обоснованными.