Об этом сообщил Интерфакс со ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения готовящихся изменений в налоговое законодательство.
По имеющимся данным, в ходе дискуссии с бизнесом:
- формула расчета НДПИ на калийную и фосфатную руду была полностью изменена,
- при этом общая сумма поступлений от НДПИ и акциза на газ с отрасли с 2025 г. должна остаться на уровне, ранее запланированном ведомствами,
В новой формуле НДПИ:
- нет фиксированного рентного коэффициента, но вводятся коэффициенты, привязанные к экспортным котировкам сырья (для калия - на FOB Балтика, для фосфатной руды - на FOB Марокко) и учитывающие процент содержания полезного вещества в добытой руде;
- эти слагаемые умножаются на базовую ставку - 3% для калийной руды и 4% для фосфатов;
- при этом предусмотрена надбавка к НДПИ, которая включается при цене калия выше 300 долл. США/т и фосфатной руды - выше 200 долл. США/т;
- от превышения этой цены НДПИ предлагается взимать по ставке 7% для калийной и 12% для фосфатной руды.
Акциз на газ
Для акциза на газ, закупаемый для производства аммиака, также предлагается ввести формулу, привязанную к экспортным котировкам карбамида на Балтике (вместо фиксированной ставки из предыдущей версии налоговых поправок).Это значение в базовом варианте умножается на ставку 6,5%, а от превышения цены в 300 долл. США/т предусмотрена надбавка к НДПИ, взимаемая по ставке 12%.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рассмотрит поправки ко 2му чтению законопроекта по совершенствованию налоговой системы июля 2024 г.
2е чтение законопроекта запланировано на 4 июля 2024 г.
Напомним, что в начале июня правительство внесло в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривали:
- введение с 1 января 2025 г. акциза на газ для производства аммиака в размере 2400 руб./1 000 м3,
- повышение НДПИ на сырье для производства удобрений,
- для калийной руды предлагалось установить рентный коэффициент в размере 8,8, для фосфатов - повысить его более чем в 2 раза - с 7 до 15,5.
Для нее ставки НДПИ предлагалось повысить следующим образом:
- для апатит-штафелитовых руд - с 82 до 90 руб./т,
- апатит-магнетитовых руд - с 207 до 218 руб./т,
- маложелезистых апатитовых руд - со 132 до 145 руб./т.
За счет роста НДПИ с отрасли минудобрений планировалось ежегодно собирать дополнительные 25,2 млрд руб., за счет акциза на газ - еще 43,4 млрд руб., говорилось в материалах к законопроекту.
В Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) отказались комментировать дискуссию вокруг налогов для отрасли.
Ранее глава ассоциации А. Гурьев, комментируя подготовленную к 1му чтению версию налоговых поправок, отмечал, что:
- на текущий момент НДПИ составляет 28% от себестоимости добытой руды и является одним из самых высоких в мире для производителей фосфатного сырья;
- рост налога на добычу полезных ископаемых более чем в 2 раза для производителей апатитового концентрата крайне негативно сказывается на разработке новых месторождений горнорудной базы;
- уже существующий высокий НДПИ негативно влияет на развитие рудно-сырьевой базы и на принятие инвестиционных решений по новым горно-капитальным проектам;
- очень важно, чтобы очередное повышение НДПИ было сбалансировано отменой курсовой экспортной пошлины.
- инициатива с введением акциза на газ серьезно влияет на окупаемость новых проектов по производству аммиака;
- я уже не говорю про акциз, который появился и совсем смешал карты, и на данный момент у нас многие модели перестали считаться.
Бенефициар ГК Азот Р. Троценко, выступая на ПМЭФ-2024, говорил, что введение акциза на газ для производства аммиака должно быть временной мерой:
- переход к акцизу мы видим как временную меру;
- мы считаем, что правильной мерой было бы налогообложение в виде налога на прибыль с инвестиционным вычетом, когда инвесторы были бы заинтересованы вкладывать как можно больше прибыли в данные проекты и иметь потом возможность часть понесенных инвестиций, допустим, половину, вычесть из будущего налога на прибыль.