Об этом 5 декабря 2023 г. сообщает телеканал NRK.
Предварительное одобрение
Правительство меньшинства, сформированное Рабочей партией и Партией Центра, сумело договориться с парламентариями о принятии законопроекта.Депутаты от Рабочей, Консервативной партий и Партии прогресса поддержали план правительства, который был представлен в июне 2023 г.
В настоящее время речь идет о геологоразведке на шельфовом участке Баренцева и Гренландского морей площадью 281 тыс. км2.
Прошедшее в Стортинге голосование является предварительным.
Парламент официально обсудит исправленную версию предложения правительства, 4 января 2024 г. с последующим голосованием.
Скорректированное предложение устанавливает более строгие требования к экологическим исследованиям на этапе разведки, чем первоначально планировалось:
Правительство учило ранее озвученное беспокойство депутатов по поводу того, что глубоководная разработка полезных ископаемых чревата непредсказуемыми рисками для окружающей среды.
Парламентарии посчитали ее приемлемой при наличии строгого регламента.
Компромиссное предложение правительства предполагает право парламента выносить на более позднем этапе разработки окончательное решение по поводу того, одобрять ли полномасштабную добычу на том или ином месторождении.
Т.е. в теории парламент сможет отзывать разрешения, основываясь на данных, собранных из глубоководной среды в ходе первоначальной разведки.
Глубоководная добыча
Норвегия надеется стать первой страной, которая добудет глубоководную добычу полезных ископаемых в коммерческих масштабах, в первую очередь, необходимых для развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ).В докладе Норвежского нефтяного директората (NPD), подготовленном в 2023 г., сообщалось об огромных залежах на норвежском шельфе природных ресурсов, в частности миллионов тонн меди, цинка, кобальта, редкоземельных металлов, такие как неодим и диспрозий, которые имеют большое значение для зеленого перехода.
Сейчас правительство и парламент Норвегии стремятся найти баланс между необходимостью соблюдения экологических требований с коммерческой выгодой для компаний, стремящихся начать морскую добычу.
Тезисы депутата от Консервативной партии Б.Л. Торхайма:
- возобновляемые зеленые отрасли промышленности работают на полезных ископаемых, это важный вклад в международном масштабе,
- мы верим и надеемся, что это станет международным стандартом для этой деятельности,
- в то же время важно, чтобы это была предсказуемая для коммерческих игроков структура, на которую мы полагаемся в этой деятельности,
- если требования будут слишком высокими и слишком сложными, интереса не будет,
- в то же время в интересах этих компаний участвовать в деятельности, которая имеет хорошую репутацию и соответствует требованиям устойчивого развития.
Стартап Loke Marine Minerals, занимающийся добычей полезных ископаемых на морском дне, поддерживаемый такими инвесторами, как нефтесервисная компания Technip FMC и норвежская морская группа Wilhelmsen, приветствовал это решение.
Однако перспективы возможного отзыва разрешения со стороны парламента на этапе разведки или даже опытно-промышленной эксплуатации могут отпугнуть потенциальных интересантов.
С другой стороны, даже повышение планки по экологическим требованиям не успокоили активистом.
Экологи против
Норвежское отделение Всемирного фонда природы (WWF, включен Минюстом РФ в реестр иноагентов) заявило, что решение нанесло ущерб репутации Норвегии в области сохранения океана, добавив, что надеется, что парламент в конечном итоге заблокирует любой переход к полномасштабной добыче полезных ископаемых.Впрочем Норвегия и так является основной целью для европейских экоактивистов.
Тревожащиеся по поводу экологии организации упрекают Норвегию в увеличении морской добычи нефти и газа, в т.ч. в Арктике, несмотря на то, что по итогам 2022 г. Норвегия стала основным поставщиком трубопроводного газа и значительно нарастила поставки нефти в ЕС.
Экономические факторы экоактивисты в расчет не берут и продолжают активно протестовать против увеличения объемов добычи нефти и газа в Норвегии.
В настоящее время власти Норвегии призывают нефтяные компании королевства активизировать планы по разработке месторождений в Баренцевом море.
В 2023 г. правительство Норвегии провело очередной лицензионный раунд APA, в ходе которого было распределено 92 участка недр на континентальном шельфе королевства, в т.ч. 78 блоков в Баренцевом море и 14 блоков в Норвежском море.
Возрождение интереса к нефтегазовому потенциалу Баренцева моря и арктические амбиции Норвегии сдерживаются позицией ЕС.
В арктической стратегии ЕС закреплено намерение добиваться запрета на добычу углеводородов в Арктике и прилежащих территориях, а также запрета на покупку таких энергоносителей.
Между тем, из 3 стран ЕС, являющихся арктическими, - Дания, Финляндия и Швеция, ни одна из них не ведет добычу углеводородов в Арктике.
А вот для Норвегии он может означать перспективы ограничения ее добычи нефти и газа, если не будет сделано исключения, пользуясь положением о поощрении устойчивых и ответственных решений для добычи ресурсов особой важности, необходимых для обеспечения перехода к зеленой экономике.
Кто еще против?
Свои опасения по поводу глубоководной добычи полезных ископаемых, помимо экоактивистов уже высказывали представители рыбопромышленной отрасли Норвегии.Кроме того, планы Норвегии на разработку полезных ископаемых на морском дне могут вызвать рост геополитической напряженности.
Район, который Норвегия намеревается открыть для разведки в Баренцевом и Гренландском морях, находится недалеко от архипелага Шпицберген.
Норвегия считает, что у нее есть исключительные права на добычу полезных ископаемых у арктических островов, однако это оспаривается Россией, ЕС и Великобританией.
Россия уже предупреждала Норвегию о том, что попытки вывести поиски полезных ископаемых и их разработку на шельфе архипелага Шпицберген из-под действия международного договора от 9 февраля 1920 г. (Шпицбергенский трактат) неправомерно.
Напомним, что трактатом установлен суверенитет Норвегии над архипелагом, но государствам-участники договора, в т.ч. России, предоставлялось равное право на эксплуатацию естественных ресурсов Шпицбергена и его территориальных вод.