Об этом 13 ноября 2023 г. сообщил Reuters со ссылкой на источник, знакомый с документами.
США готовят новые санкции?
Уведомления были разосланы Управлением по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) 10 ноября, компаниям примерно в 30 странах.Это представляют собой крупнейший шаг такого рода со стороны США с момента введения потолка цен на перевозимую морем российскую нефть.
Некоторые из судов, которые в настоящее время находятся под следствием, были вовлечены в транспортировку нефти из порта Козьмино в Приморском крае.
Еще ряд танкеров мог загружать российскую нефть по цене выше потолочной в нефтеналивном порту Приморск в Балтийском море.
Источник, знакомый с уведомлениями, сообщил, что одной из компаний, получивших запрос о предоставлении информации, была базирующаяся в Турции Beks Shipping.
Минфин США комментировать информацию не стал, но выразил приверженность к соблюдению потолка цен на нефть и нацеленность на сокращение доходов России от продажи энергоресурсов.
Потолок цен и его эффективность
Потолок цен на перевозимую по морю российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран) 5 декабря 2022 г. синхронно с эмбарго ЕС.С 5 февраля 2023 г. установлен потолок цен на нефтепродукты, который для премиальных нефтепродуктов составляет 100 долл. США/барр., а для нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти - 45 долл. США/барр.
Потолок цен реализован за счет запрета на предоставление технической помощи, брокерских или финансовых услуг, включая страхование, связанных с морской перевозкой в третьи страны российских нефти и нефтепродуктов, если они приобретены по цене, выше потолочной.
Действенность механизма потолка цен изначально вызывала сомнения, но США последовательно заявляли об эффективности этой меры.
Однако в июле 2023 г. нефть Urals пробила потолок и с тех пор торгуется выше его уровня.
Bloomberg со ссылкой на данные ценового агентства Argus Media 13 ноября сообщил, что стоимость Urals, отгружаемой в порту Приморск, в начале ноября упала до 66,19 долл. США/барр.
Это стало минимальным значением с 25 июля 2023 г., но осталось выше уровня потолка цен.
Ранее о том, что потолок цен на российскую нефть теряет свою эффективность писал The Wall Street Journal (WSJ).
Издание отметило удвоение поступлений от нефти и газа в российский бюджет в октябре 2023 г. по сравнению с сентябрем и укрепление рубля.
По мнению некоторых аналитиков, на которых ссылается WSJ, размер теневого флота танкеров, находящегося в распоряжении России, гарантирует, что большая часть морского экспорта российской нефти не подпадает под потолок цен.
Это вынуждает США и его союзников обсуждать способы сделать для России более дорогостоящим эксплуатацию этих танкеров.
В частности, портовым управляющим предложили требовать от этих судов надлежащую капитализированную страховку для хождения в их водах.
Впрочем, неясно, последуют ли чиновники судоходства в других странах этим рекомендациям США, признает издание.
Первые санкции
Снижение эффективности потолка цен признала ранее глава Минфина США Д. Йеллен, отметив, что нефть Urals торгуется ближе к 100 долл. США/барр., чем к установленному потолку в 60 долл. США/барр.Д. Йеллен предупредила, что страны G7 готовы ужесточить правила для борьбы с уклонением от санкций, но не назвала каких-либо конкретных мер.
Ранее Reuters со ссылкой на источники сообщал, что администрация США планирует оказать «мягкое давление» на западных поставщиков морских услуг для соблюдения потолка цен на российскую нефть, но жестких мер не планируется во избежания разгона роста нефтяных цен.
Однако стабильное превышение цен на отгружаемую в российских портах нефть уровня потолка цен сподвигли США к более активным действиям.
13 октября Минфин США ввел санкции в отношении турецкой Ice Pearl Navigation и компании из ОАЭ Lumber Marine, а также 2 танкеров, обвиняемых в перевозке грузов, проданных по ценам выше 60 долл. США/барр., - SCF Primorye и YasaGolden Bosphorus.
Это стало первым применением санкций США за перевозку российской нефти по цене выше потолочной.