USD 97.0226

-0.03

EUR 105.5231

+0.3

Brent 73.12

-0.85

Природный газ 2.671

-0.04

2 мин
...

В правительстве РФ обсуждают налоговые льготы для ТрИЗ нефти и газа

Минэнерго предлагает предоставить таким залежам налоговые вычеты по НДПИ на 10 лет и ищет возможности расширить периметр месторождений, которые могут перейти на НДД. Минфин готов пойти на это только в случае отсутствия выпадающих доходов бюджета.

В правительстве РФ обсуждают налоговые льготы для ТрИЗ нефти и газа

Москва, 30 окт - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго и Минфин РФ обсуждают расширение налоговых льгот для трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти и газа.
Об этом 30 октября 2023 г. сообщил Ъ со ссылкой на протокол совещания о повышении экономической и технологической эффективности нефтегазовой отрасли, которое проходило в г. Ханты-Мансийск 30 августа 2023 г. с участием нефтегазовых компаний, Минфина, Минэнерго, Роснедр и властей региона.

В частности, документ предполагает ряд мер по налоговому стимулированию разработки месторождений:
  • предоставление отрасли налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для освоения ТрИЗ нефти и газа до достижения определенного коэффициента возмещения затрат недропользователя сроком на 10 лет с начала добычи,
  • отнесение к ТрИЗ газоконденсатных залежей в низкопроницаемых пластах с аномальным пластовым давлением,
  • стимулирование геологоразведочных работ (ГРР) - сейсморазведки, параметрического и поискового бурения - с помощью налогового вычета по НДПИ в объеме затрат на региональных и поисково-оценочных этапах.

В рамках совещания представители Минэнерго и Минфина обсуждали также расширение числа участков, которые могут перейти на налог на дополнительный доход (НДД).
Согласно поручению, до 1 февраля 2024 г. ведомства должны будут определить параметры для отбора участков для возможного включения в 4ю группу НДД (новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5%).
В случае улучшения экономической ситуации и бюджетной устойчивости в 2024-2026 гг. предлагается проработать вопрос о расширении периметра 3й группы (участки в Западной Сибири с выработанностью 20-80%).
При этом донастройка нового налогового режима возможна лишь в случае отсутствия выпадающих доходов в новом бюджетном цикле.
Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Н. Комарова заявила, что поддерживает предложения нефтяных компаний по включению в Налоговый кодекс около 70 участков недр для перевода на режим НДД, а также предложения Роснефти по донастройке этого режима.
В 2023 г. Минфин выступал против расширения периметра НДД, такое право было предоставлено лишь для месторождений сверхвязкой нефти (СВН).
Также рассматривается предоставление участков в ХМАО по заявительному принципу.

Издание приводит экспертную оценку, согласно которой, с учетом позиции Минфина РФ введение новых льгот для ТрИЗ на сегодняшний день маловероятно.
Более реальным вариантом выглядит работа по их включению в периметр НДД, а также дискуссия по налоговым льготам по низконапорному газу, березовской свите, угольному метану и другим ТрИЗ в газовой отрасли.
Выпадающие доходы бюджета (разница между льготной ставкой НДПИ и полной ставкой) в материалах к проекту бюджета оцениваются
  • по нефтяным ТрИЗ (низкопроницаемые пласты, тюменская свита) - в 178 млрд руб. в 2023 г. и 229 млрд руб. в 2024 г.,
  • по баженовской, абалакской, хадумской свитам и доманиковым отложениям - еще 45 млрд руб. и 52 млрд руб. в 2023 и 2024 гг. соответственно.
Выпадающие доходы в связи с переводом СВН на НДД оцениваются в 2024 г. в 48 млрд руб.
Таким образом, льготы для нефтяных ТрИЗ в 2024 г. составят более 300 млрд руб.

НДД продолжает восприниматься отраслью как наиболее эффективный налог, периметр входящих в него месторождений неуклонно расширяется и в 2022 г. составил 46% от всей добычи нефти.
В свою очередь, Минфин РФ реализует последовательную политику по снижению привлекательности режима НДД, проведя масштабную корректировку НДД в 2020 г. и ограничив в 2023 г. возможности признания исторических убытков.
Сумма бюджетных расходов по НДД оценивается в 1,1-1,2 трлн руб. в 2023-2024 гг. или 1/3 всех нефтегазовых налоговых расходов.
С учетом необходимости мобилизации бюджетных доходов и поисков источников компенсации демпфера, можно ожидать дальнейшие шаги по корректировке НДД в сторону отдаления от его классического понимания.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram