Об этом сообщается на сайте Кремля.
Одной из тем совещания стала ситуация на российском рынке топлива.
Рассматривалась ситуация с ценами на топливо в регионах, в первую очередь, в связи с работами в области сельского хозяйства.
О текущем положении дел и предлагаемых мерах по нормализации ситуации доложил вице-премьер РФ А. Новак.
Оперативные меры
А. Новак напомнил, что с 21 сентября 2023 г. в качестве экстренной меры вступил в силу запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.Эта мера была принята правительством РФ в целях стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, надежного обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
Ситуация на внутреннем рынке уже стабилизируется, а наблюдаемый в последние дни рост биржевых цен носит коррекционный характер.
Тезисы от А. Новака:
- ситуация с ценами на внутреннем рынке стабилизируется,
- принятые меры оперативного характера обеспечивают восстановление и стабильную работу мелкооптового сегмента, независимых сетей АЗС, работу сельхозпроизводителей,
- благодаря этим решениям отмечается снижение биржевых оптовых цен на моторное топливо,
- за последнюю неделю, с 21 числа, они снизились в среднем на 20% по автомобильным бензинам и на 16% по дизельному топливу,
- в последние 2 дня наблюдается коррекция примерно на 1-2% после резкого падения,
- это нормально, поскольку те текущие уровни, которые сейчас достигнуты на бирже, отражают реальную конъюнктуру.
Производство бензина и дизельного топлива в России растет.
В январе-августе 2023 г. выпуск бензина в России увеличился на 3,3%, дизельного топлива - на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Т.е. физического дефицита в стране не наблюдается, но растущая экспортная альтернатива стимулировала вывоз топлива из России.
По словам А. Новака, цена российской нефти в рублях с начала 2023 г. выросла в 1,5 раза и превысила 8 тыс. руб./барр., а вместе с ней увеличилась экспортная альтернатива на нефтепродукты.
На рынке сложился диспаритет в пользу вывоза топлива, что стало стимулом к росту серого экспорта и росту спроса на биржевых торгах.
Ряд трейдеров, использовавших недобросовестные практики на бирже, уже был отстранен от торгов.
В свою очередь, для АЗС маржинальный доход с учетом того, что цены росли примерно на уровне инфляции, ушел в отрицательную зону.
Системные меры
Доложив о ситуации на топливном рынке после вступления в силу запрета на вывоз бензина и дизельного топлива, А. Новак перечислил ряд системных мер, которое правительство РФ предлагает принять для обеспечения стабильности в долгосрочной перспективе.Тезисы от А. Новака:
- для того, чтобы обеспечить долгосрочную балансировку внутреннего рынка, и для создания экономических стимулов для поставок нефтепродуктов на внутренний рынок правительство предлагает ряд дополнительных системных мер,
- первое - корректировка параметров демпфера с учетом текущей макроэкономической ситуации:
- речь идет о повышении коэффициента, который был снижен с 1 сентября 2023 г.,
- это позволит компенсировать разницу между экспортной альтернативой и биржевыми ценами на внутреннем рынке и повысить эффективность поставок на внутренний рынок, насытить внутренний рынок необходимыми нефтепродуктами;
- второе предложение - ограничение т.н. серого экспорта, чтобы не допускать вымывания топлива с внутреннего рынка спекулянтами:
- это касается, в первую очередь, повышения заградительных пошлин для тех перекупщиков, которые не являются производителями нефтепродуктов, а покупают их для поставки на экспорт,
- мы введем заградительную пошлину, повысим с 20 до 50 тыс. руб./т;
- также считаю возможным полный запрет на продажу на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены, т.е. тем самым также ограничим возможность спекулятивных поставок на экспорт,
- необходимо контролировать уровни наценки, в т.ч. вместе с ФАС, на АЗС, поскольку при падении биржевых цен это должно отражаться на независимых автозаправках,
- в ближайшее время те системные меры, о которых я сказал, мы по ним примем решения, они окажут долгосрочное влияние на стабильную ситуацию на внутреннем рынке.
Напомним, что анонсированное Минфином РФ в апреле 2023 г. 2-кратное сокращение выплат по топливному демпферу нефтяным компаниям с 1 июля 2023 г. в совокупности с приближением пикового летнего сезона спроса и периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) не нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) стимулировали рост оптовых цен на топливо.
Согласование затянулось и в итоге корректировка демпфера, по которой до конца 2026 г. выплаты нефтяным компаниям сокращаются на 50% как по бензину, так и по дизельному топливу, вступила в силу с 1 сентября 2023 г.
Ранее глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов говорил, что откат механизма демпфера к его прошлым параметрам не обсуждается, а идет поиск решения, которое ослабило бы давление на рынок.
Однако это заявление было сделано до решения о запрете экспорта бензина и дизельного топлива.
Второе предложение, озвученное А. Новаком, касается заградительной пошлины на экспорт.
За счет этой меры правительство РФ уже попыталось пресечь серый экспорт - с 2023 г. начала действовать заградительная пошлину в 20 тыс. руб./т за экспорт бензина и дизтоплива, за которые уже был уплачен демпфер.
Однако эта мера распространялась на экспортеров-непроизводителей, но не касалась непосредственно НПЗ, поэтому ряд экспортеров-небольших НПЗ продолжил применять схемы серого экспорта.
Также А. Новак сообщил о мерах, необходимых для топливообеспечения отдельных регионов, в частности для Мурманской области и Камчатского края, зависящих в энергетике от мазута.
В результате повышения биржевых цен в России, стоимость мазута для регионов превысила средний уровень, который складывался в 2022 г.
Для регионов это дополнительная бюджетная нагрузка, которую необходимо компенсировать, поскольку в тарифах для потребителей эти цены не учтены.
Правительство России в настоящий момент прорабатывает возможность выделения субсидий на поставку мазута в регионы, которые используют его в энергетике.
Поручения президента
В. Путин в ходе совещания поручил правительству РФ усилить работу с компаниями, чтобы те понимали свою ответственность за ситуацию с ценами на топливном рынке.Также В. Путин указал на разнонаправленную динамику цен на топливо в оптовом и розничном сегментах.
Так, на бирже наблюдается снижение цен, но в рознице цены продолжают расти, потребителей в этой ситуации мало интересует происходящее на бирже, важен результат в рознице.
Тезисы от В. Путина:
- мы же знаем, из-за чего это (рост цен на топливо - прим. ред.) происходит,
- и в связи с ценами на нефть понимали же, что будет дальше, это же не в первый раз,
- цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт,
- они свою работу выполняют, а мы - свою, правительство должно делать другую работу,
- будем рассчитывать, что предлагаемые меры сработают, но с компаниями надо плотнее работать, чтобы они тоже свою ответственность понимали.
При этом В. Путин обратил внимание на то, что экономика нефтяных компаний важна, поскольку это курица, которая приносит золотые яйца.
Президент призвал бережно относиться к отрасли, в связи с чем есть надежда на то, что инициатива депутатов Госдумы о распространении налога на сверхприбыль на нефтегазовый сектор останется на уровне законопроекта.
Одновременно В. Путин обратил внимание правительства на то, что реагировать на происходящие события необходимо более оперативно.