Комментарий опубликован в Telegram-канале Минэнерго РФ 24 августа 2023 г.
Текущий спрос обеспечен
Тезисы от Минэнерго РФ:- уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос на топливо с учетом:
- переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок,
- поставки запасов с нефтебаз на местах по рекомендациям Минэнерго и ФАС;
- производство:
- выпуск автомобильного бензина (117,4 тыс.т/сутки) соответствует среднему уровню августа 2021-2022 гг.,
- производство дизтоплива (232,0 тыс.т/сутки) почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет;
- чтобы исключить возможные сбои в обеспечении регионов топливом, работает Штаб Минэнерго, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, нефтяных компаний, РЖД, СПбМТСБ, автоперевозчиков и независимых участников рынка,
- на особый контроль Штаба взяты вопросы ритмичности поставок топлива в южном направлении и топливообеспечения предприятий агропромышленного комплекса и сетей АЗС,
- на основе постоянного мониторинга производственных и потребительских потребностей участников Штаб работает над повышением ритмичности и оптимизации расходов на логистику для всех участников.
Проблемы на розничном рынке топлива
О том, что в ряде регионов РФ начал складываться дефицит топлива на АЗС на этой неделе написал ряд изданий, в т.ч. Известия и Lenta.RU.Сообщается, что перебои с поставками бензина и дизельного топлива наблюдаются не менее чем в 10 регионах в разных частях России.
Среди проблемных регионов называются Астраханская, Саратовская, Самарская, Рязанская, Ростовская, Новосибирская и Волгоградская области, Хабаровский край, республики Крым и Калмыкия.
Ситуация усугубляется тем, что трудности с дизельным топливом отмечены в сельскохозяйственных регионах, где идет уборочная кампания.
Помимо пика сельскохозяйственных работ, рост спроса на топливо обусловлен увеличившимся объемом внутреннего туризма в летний период.
С туристическим сезоном связана и высокая загруженность железных дорог, что вместе с ростом средней дальности грузоперевозок из-за санкций ограничивает возможности по перевозке топлива.
Так, по данным Известий, в конце июля сроки перевозки топлива по ж/д в России выросли в 2 раза по сравнению с прошлым годом, а в пути находится до 1/3 товарного бензина.
РЖД опровергают связь дефицита и перегруженности линий, подчеркивая, что планы погрузки не менялись в связи с введением дополнительных пассажирских поездов, а все заявки на перевозку топлива во внутреннем сообщении в приоритетном порядке.
Сложная ситуация складывается на южном направлении, где наблюдается длительный простой цистерн в ожидании слива грузополучателями, отмечал в комментарии ТАСС представитель РЖД.
По отдельным терминалам в Южном федеральном округе количество цистерн превышает среднюю выгрузку более чем в 10 раз.
Из-за этого затруднено передвижение на станциях и участках между ними и складывается дефицит пустых цистерн, которые можно использовать.
В Волгоградской и Астраханской областях напряженность на розничном рынке нефтепродуктов связана с ремонтом на Астраханском газоперерабатывающем заводе (ГПЗ) Газпрома.
Завершение ремонта ожидается в конце августа, что должно облегчить ситуацию в этих регионах.
Проблемы на оптовом рынке
Параллельно в России продолжается рост биржевых цен на топливо.Рекорды в ходе торгов на СПбМТСБ обновляются ежедневно, по некоторым категориям рост наблюдался в течение 10 дней подряд.
24 августа бензин АИ-95 продолжает дорожать и может обновить очередной максимум, при этом АИ-92 и летнее дизтопливо дешевеют.
В ходе торгов:
- бензин АИ-92 в среднем по России подешевел на 0,1%, до 63005 руб./т,
- бензин АИ-95 - подорожал на 1,05%, до 71624 руб./т,
- летнее дизельное топливо - подешевело на 0,2%, до 66283 руб./т.
С апреля 2023 г. фиксируется рост биржевых цен на бензин, с конца июля рекорды начало бить и дизельное топливо.
Ситуация обусловлена целым рядом факторов, в т.ч. ожиданиями снижения выплат нефтяным компаниям в рамках демпфирующего механизма, ростом спроса на топливо внутри России, планово-предупредительными ремонтами (ППР) на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), увеличением объемов серого экспорта.
Сокращение демпферных выплат ожидалось с июля, но затем срок вступления скорректированного демпфера был отложен до сентября.
Для стабилизации цен на оптовом рынке правительство РФ уже реализует ряд мер.
Так, правительство РФ повысило на 1 п.п. норматив обязательных продаж топлива на бирже, до 13% по бензину и до 9,5% по дизельному топливу.
Вице-премьер РФ А. Новак поддержал предложения Минэнерго РФ по ограничению количества экспортеров бензина, что должно сдержать серый экспорт.
Параллельно правительство РФ прорабатывает вопросы квотирования или лицензирования экспорта из России нефтепродуктов.
Однако жестких регуляторных мер до сих пор не принято и, после небольших пауз в ответ на анонсированные инициативы, рост биржевых цен на топливо продолжился.