Об этом 24 июля 2023 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники.
Меры по стабилизации биржевых цен на бензин
Документ разработан по итогам совещания по ситуации на рынке нефтепродуктов, которое вице-премьер РФ А. Новак провел 30 июня 2023 г.Для сдерживания роста биржевых цен на бензин А. Новак поручил нефтяникам соблюдать приоритет поставок на внутренний рынок даже в ситуации, когда экспорт кажется выгоднее.
Минэнерго совместно с ФАС должны были принять меры, чтобы не допустить серого экспорта нефтепродуктов, и по итогам этой работы подготовить доклад в правительство.
Также А. Новак поддержал предложение ФАС об увеличении минимального объема продаж бензина на СПбМТСБ до 13% от объема производства и дал поручение проработать квотирование экспорта нефтепродуктов нефтяными компаниями.
Предложения по борьбе с серым экспортом бензина, в т.ч. по введению списка НПЗ, которым будет разрешено экспортировать топливо, Минэнерго уже направило А. Новаку.
Документ находится на стадии обсуждения.
Согласование «белого списка» экспортеров будет непростым и займет время.
Предположительно, он может быть принят не ранее 4го квартала 2023 г.
Проблема серого экспорта
По данным Ъ, экспорт высокооктановых бензинов с начала 2023 г. составляет чуть менее 2,9 млн т, что на 42% больше, чем годом ранее.Однако здесь надо учитывать высокую базу 1го полугодия 2022 г., когда российский экспорт оказался под давлением в ситуации начала спецоперации на Украине и отказа ряда западных трейдеров от работы с российской нефтью и нефтепродуктами.
Это привело к росту объемов бензина на внутреннем рынке и падению оптовых цен на топливо, одновременно подхлестнув серый экспорт бензина в условиях высокого нетбэка.
Проблема серого экспорта обострилась в 2022 г., ее эксперты считают одной из причин роста оптовых цен на бензин в последние месяцы.
При высоких ценах за рубежом российским экспортерам, в т.ч. формально не связанным с нефтекомпаниями трейдерам, стало выгодно закупать его на внутреннем рынке, а далее отправлять на экспорт.
В таком случае экспортер получал топливо, чья цена была снижена на величину демпфера.
Сделки оказывались выгодными даже несмотря на то, что в таком случае трейдер вынужден был платить акциз и НДС, которые при нормальном экспорте не платятся.
Правительство РФ попыталось пресечь серый экспорт, но полностью это сделать не удалось.
Так, с 2023 г. правительство ввело заградительную пошлину в 20 тыс. руб./т за экспорт бензина и дизтоплива, за которые уже был уплачен демпфер.
Однако эта мера распространялась на экспортеров-непроизводителей, но не касалась непосредственно НПЗ, поэтому ряд экспортеров продолжил применять схемы серого экспорта.
Речь прежде всего идет о средних и мини-НПЗ, которые не производят товарный продукт.
Объемы серого экспорта бензина, по оценкам эксперта по топливному рынку М. Турукалова:
- в январе-апреле 2023 г. - 0,2-0,7 тыс. т/сутки,
- в мае - 1й половине июля - 1,3-2 тыс. т/сутки,
- общий объем в мае-июне - минимум 40-120 тыс. т.
По мнению источников Ъ:
- возможна ситуация, что покупается АИ-92, присадками и добавками доводится до АИ-95 или АИ-100 и после этого экспортируется,
- мини-НПЗ или связанные с ними компании остаются крупнейшими серыми экспортерами,
- поэтому важно, чтобы перечень разрешенных экспортеров бензина был максимально ограничен,
- однако в силу тех или иных причин реализовано это может быть не в полной мере,
- отрезав серые объемы экспорта, регуляторы могут создать условия для более пристального контроля за поставками.
Предпосылок для введения формальных квот на экспорт бензина участники рынка на данный момент не видят.
Рекомендации по объемам поставок будут формулироваться в обычном режиме - на еженедельном оперативном штабе Минэнерго.
В мае 2023 г. глава ФАС М. Шаскольский заявлял о готовности поддержать ограничение на экспорт бензина.
Другие проблемы
Помимо проблемы серого экспорта на оптовую стоимость в значительной степени влияют и другие факторы:- планово-предупредительные ремонты (ППР) на НПЗ,
- ослабление рубля в совокупности с ростом цен на нефть,
- ожидания снижения демпферных выплат,
- рост спроса внутри страны.
Так, 21 июля 2023 г. стоимость АИ-92 и АИ-95 на СПбМТСБ в целом по России увеличилась на 0,81% и 1,44%, до 63999 руб./т и 69 678 руб./т соответственно.