Об этом заявил первый вице-премьер России А. Белоусова по итогам стратегической сессии по развитию электротранспорта в стране.
Тезисы А. Белоусова:
- развитие электротранспорта - это тренд развития мирового автопрома;
- конечно, нельзя забывать о развитии обычного автотранспорта, тем не менее очевиден взрывной рост электротранспорта во всем мире и России;
- с этим связана реализация стратегической инициативы, она была нацелена на реализацию трехэтапной стратегии:
- 1й этап начался в 2022 г.:
- это запуск рынка, где основной акцент связан с развитой инфраструктурой рынка:
- речь идет о быстрых зарядных станциях, а также создании регуляторики, которая позволяет комфортно использовать автомобильный транспорт, прежде всего потребителю, и одновременно снизить риски и поддержать доходность для производителей;
- 2й этап:
- это наращивание спроса и рост загрузки производств,
- 3й этап:
- локализация производства:
- в 2022 г. было произведено порядка 2 тыс. электромобилей в РФ, при этом наблюдается тенденция к увеличению планов по производству электромобилей;
- в 2023 г. планируется увеличить выпуск электроавтомобилей в 9 раз, т.е. примерно до 18 тыс. штук/год, в 2024 г. - 36 тыс./год;
- также в 2022 г. в рамках инициативы создано 439 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах;
- в 2023 г. уже 34 пилотных региона, которые будут получать субсидии на ввод в действие быстрых зарядных станций;
- к 2024 г. количество зарядных станций в России только в рамках инициативы должно составить порядка 3 тыс. штук.
- только в ноябре и декабре 2022 г. недельный рост продаж электромобилей превышал 180 штук (в 2021 г. в среднем регистрировалось 25 электромобилей/неделя);
- на сегодняшний день в России уже зарегистрировано 24,5 тыс. электромобилей;
- если говорить о зарядной инфраструктуре, то в России уже работает более 7,5 тыс. зарядных устройств и задействовано 35 операторов ЭЗС.
Эти меры включают в себя льготное автокредитование для частных лиц и льготный автолизинг для юридических лиц.
В соответствии с этими программами предоставляется скидка в размере 25% при покупке в кредит или лизинг отечественного электрокара.
Также в некоторых регионах действует бесплатная парковка и отсутствует налог на транспорт.
Помимо этого, в настоящее время Минэнерго совместно с Минэкономразвития вводят в эксплуатацию еще 872 электрозаправки в 39 регионах.
Тезисы первого замминистра энергетики П. Сорокина:
- для создания устойчивого спроса на электромобили для начала необходимо создать всю соответствующую инфраструктуру, в т.ч. электрозаправки;
- основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн руб., он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной электрозарядной станции;
- около 1,8 млн руб. из этой суммы предоставляется в качестве субсидии на закупку оборудования, и еще 900 тыс. руб. - на технологическое присоединение.
Напомним, 3 февраля 2023 г. Ъ со ссылкой на источники сообщил, что производитель электромобилей Evolute Моторинвест предложил ввести ограничения на цену электроэнергии для зарядки коммерческого электротранспорта в России.
Моторинвест предлагает зафиксировать предельную цену на уровне 8 руб./кВт·ч.
На данный момент стоимость зарядки на публичных ЭЗС варьируется от 15 до 25 руб./кВт·ч.
Автор: А. Хасанова