Тезисы Д. Олейника:
- Перед Роснедрами стоит государственная задача - обеспечить стране сырьевой суверенитет.
- Прежде всего, это означает более интенсивное освоение новых месторождений, которые заместят импорт стратегических видов минерального сырья.
- Далее, это ускоренное вовлечение в промышленное освоение месторождений распределённого фонда недр.
- Эти задачи требуют инвестиций. Следовательно, для обеспечения сырьевого суверенитета государства нужно обеспечить российскому недропользованию эффективный доступ к рынкам капитала - как внутреннему, так и внешнему.
- Совершенно очевидно, что мы должны обладать собственными механизмами верификации запасов в инвестиционных интересах.
- Поэтому термин суверенный аудит точно отражает суть вопроса: это именно вопрос обеспечения суверенного развития отрасли, вне контроля и давления со стороны иностранных государств, и шире - вопрос обеспечения сырьевого суверенитета государства.
- Крайне важно, что в разработке системы активно участвует не только Федеральное агентство по недропользованию, но и крупнейшие недропользователи, и администрация президента, и ООН, и финансовые институты: и сегодня мы, действительно, видим значительный прогресс по всем фронтам.
- В части работы с нормативной базой подготовлены и направлены для рассмотрения поправки в закон О недрах и другие нормативные акты, устанавливающие основные понятия суверенного аудита.
- В части международной работы по инициативе Европейской комиссии ООН, Федерального агентства по недропользованию и МГУ в России создан Центр компетенций ООН по развитию систем управления запасами и реализации целей устойчивого развития.
Отдельно советник главы Роснедр затронул вопрос банков в процессе аудита запасов.
По словам Д. Олейника, банки - это только посредники, чтобы система была эффективной, в ней должен присутствовать покупатель, она должна учитывать его интересы.
Стратегический покупатель российских минеральных ресурсов находится за рубежом.
Поэтому система аудита запасов должна обеспечивать международное признание запасов российских недропользователей.
Создание именно международной системы - это единственный путь решения задачи, которую ставим перед собой ведомство: доступ российских недропользователей к международным рынкам капитала.
Ожидается, что за счет геолого-разведочных работ Россия продолжит наращивать запасы углеводородов вплоть до 2050 г.
В 2022 г. финансирование ГРР на углеводородное сырье за счет средств федерального бюджета запланировано в размере 10,2 млрд руб.