С такой инициативой в январе 2022 г. выступал глава Роснефти, секретарь президентской комиссии по ТЭК И. Сечин.
Печаль И. Сечина понятна.
На промыслах цены на электроэнергию растут быстрее инфляции, и это снижает прибыль Роснефти.
В декабре 2021 г. Роснефть предположила, что причиной ускорившегося роста цен могли стать увеличившиеся ценовые заявки электростанций на торгах на рынке на сутки вперед (РСВ).
Энергетики отвечают:
- газ дорожает;
- жара сильная;
- много ремонтов;
- маловодность ГЭС.
Известно, что В. Путин:
- поручил правительству продолжить проработку отдельных мер по сдерживанию роста цен на электроэнергию, как этого просил И.Сечин;
- согласился продолжить проработку вопроса введения платы за использование сетевого резерва, но пока ограничиться пилотными регионами, для которых эта проблема наиболее актуальна.
В частности, он предлагал отказаться от инициативы по оплате потребителями сетевого резерва — закрепленных за ними, но мало используемых трансформаторных мощностей.
Тезисы М. Орешкина:
- В правительстве подтверждают актуальность большинства проблем, поднятых И. Сечиным.
- Инициатива обсуждается уже почти 4 года и так и не находит поддержки со стороны промышленных потребителей.
- Минэнерго, которое ранее не поддержало инициативы И. Сечина, теперь утверждает:
- инициатива не приведет к росту выручки сетевых организаций и общей нагрузки на потребителей,
- стоимость услуг по передаче электроэнергии для потребителя, у которого отсутствует неиспользуемый резерв, снизится.
В Россетях считают:
- сейчас содержание построенной по заявкам потребителей и неиспользуемой мощности учитывается в общем тарифе для всех потребителей и данный вопрос требует урегулирования;
- при внедрении соответствующих механизмов должны быть исключены новые риски для сетевых организаций, в частности, в отношении корректного определения необходимой валовой выручки, загрузки центров питания и фактически потребляемой мощности.
АЭС продают электроэнергию на рынке на сутки вперед (РСВ), подавая ценопринимающие (бесценовые) заявки, их цена в итоге формируется на уровне более дорогих заявок ТЭС.
Регулирование цен, по мнению И. Сечина, позволило бы исключить получение экономически необоснованной прибыли со стороны РЭА.
М. Орешкин, ссылаясь на позицию Минэнерго:
- отмечает, что действующая модель формирования доходности в данном секторе является инвестиционным источником для последующего строительства и обновления АЭС;
- предлагает дополнительно проанализировать особенности регулирования деятельности АЭС на оптовом энергорынке.
- дифференциации оплаты мощности в зависимости от загрузки генерирующего оборудования,
- механизмов увеличения привлекаемого на торги геноборудования.
В ФАС сообщили, что завершают разработку алгоритма анализа ценовых заявок при продаже электроэнергии, который:
- должен помогать лучше выявлять случаи манипулирования ценой;
- позволит не допустить существенного роста цен на РСВ и пресекать недобросовестные действия компаний, которые способны оказывать влияние на цены оптового энергорынка.
Что касается надбавок, то регулятор давно и последовательно выступает против введения новых, а также за то, чтобы искать максимально сбалансированные для всех участников рынка способы снижения имеющихся.