А. Сазанов напомнил, что в 2021 г. были введены налоги, которые настраивают налоговую нагрузку в зависимости от мировой конъюнктуры и от мировых цен.
В 2022 г. Минфин планирует мониторить работу введенных механизмов.
Замминистра пояснил, что в случае если мировая конъюнктура положительная, то автоматически будет изменяться налоговая нагрузка.
Никаких изменений не планируем, тк в этом нет потребности, заявил А.Сазанов.
Меры, которые Минфин предпринял по повышению эффективности льгот, предоставлявшихся нефтяным компаниям, он назвал на данном этапе достаточными.
Также А. Сазанов оценил работу демпферного механизма.
- за 10 месяцев 2020 г. нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) перечислили в бюджет порядка 400 млрд руб;
- демпфер выполняет свои функции и должен продолжать работать;
- привязывать демпфер к рыночным котировкам не планируется;
- надо смотреть маржу в нефтепереработке и тогда обсуждать с компаниями параметры, на данный момент Минфин считает обоснованными параметры демпфера.
По его словам, через демпфер компенсируется около 67% разницы между индикативной ценой топлива, зафиксированной в НК, и нетбэком, то ведомство хотело сделать 83%.
Скорее всего меры поддержки будут предоставлены в форме отрицательного акциза.
Налоговые стимулы - частые предмет обсуждения нефтяников и власти.
Первые бизнесмены - их цель заработать, вторые, видимо, в какой-то мере тоже.
Нефтяники кричат, что льготы надо расширять.
Минфин не согласен:
- Если средний дебит новых скважин опустится ниже 15 т/сутки, тогда можно говорить о том, что наша нефтяная отрасль нуждается в поддержке и системных мерах.
- Это тот порог, при котором уже действительно большая доля добычи может стать нерентабельной.
- Пока до этого порога достаточно далеко.
- Сейчас средний дебит новых скважин превышает 20 т/сутки, поэтому в среднесрочной перспективе необходимости таких мер нет.
Сбалансированную политику Минфина доказываю устойчивые финансовые результаты российских нефтяных компаний, говорит А. Сазанов.
И не поспоришь. Согласно данным Минфина:
- Ожидаемый объем доп. нефтегазовых доходов федерального бюджета, связанный с превышением фактически сложившейся цены на нефть над базовым уровнем, прогнозируется в январе 2022 г. в размере +493,2 млрд руб.
- Суммарное отклонение полученных нефтегазовых доходов по итогам декабря 2021 года составило +92,7 млрд руб.