Москва, 21 апр - ИА Neftegaz.RU. Минфин и Минэнерго согласовали законопроект о корректировке параметров демпфирующего механизма для внутрироссийского топливного рынка. Поправки в Налоговый кодекс внесены на рассмотрение в правительство РФ.
Об этом сообщило Минэнерго.
Демпфирующий механизм, позволяющий минимизировать колебания мировых цен на нефть на конечные розничные цены внутреннего рынка нефтепродуктов, начал применяться с 1 января 2019 г.
Благодаря его эффективной работе, рост цен на бензин на автозаправочных станциях (АЗС) в 2019 г. был сопоставим с инфляцией, а в 2020 г. составил всего 2,5%, что ниже инфляции почти в 2 раза.
Это были самые низкие показатели за последние несколько лет.
Однако с начала 2021 г. из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры отмечается рост цен на бензин превышающий показатель за весь 2020 г.
В текущих макроэкономических условиях из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть правительством было принято решение о донастройке механизма демпфера для удержания розничных цен на топливо в пределах инфляции и поддержания экономики нефтепереработки.
Внесенный в правительство законопроект предусматривает снижение индикативной цены автобензина в формуле демпфирующего механизма с 1 мая 2021 г. по 1 января 2022 г. на 4000 руб./т по сравнению с действующей ставкой, с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2022 г. - на 2700 руб./т по сравнению с установленной сейчас в Налоговом кодексе.
С 1 января 2023 г. будет проводиться индексация индикативной цены бензина на 3%.
Помимо этого, предполагается снижение с 5% до 3% ежегодной индексации базовых цен для расчета демпфера по дизтопливу, начиная с 1 января 2022 г.
Это позволит увеличить объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ), за счет чего они смогут устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции.
Общий объем расходов бюджета, возникающих при предлагаемой корректировке демпфера, составит 350 млрд руб. за период 2021-2023 гг.
В соответствии с достигнутыми договоренностями, примерно 50% расходов бюджета будет компенсирована за счет увеличения НДПИ на нефть (изменение величины НБУГ в формуле расчета НДПИ).
Впрочем, рост НДПИ не окажет существенного влияния на финансово-экономическое положение нефтяных компаний: величина компенсации корректировки демпфера отраслью не превысит 1,4% от прогнозной EBITDA за период 2021-2023 гг. по 5ти крупнейшим вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК).
Демпфирующимй механизм был введен правительством в 2019 г. после скачка цен на топливо весной 2018 г.
Было принято решение разработать механизм, который стабилизировал бы рынок без ручного регулирования.
Целью демпфера является снижение давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты в РФ.
Упрощенно он работает так:
- при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом;
- если же экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны.
Согласно действующим параметрам демпфера, индикативные (условные) цены в демпфере индексируются на 5% ежегодно до 2024 г включительно, но нефтекомпании неоднократно заявляли, что механизм часто не учитывает реальные условия на рынке, а такая индексация опережает темпы инфляции в РФ.
По итогам совещания о ситуации на рынке нефтепродуктов и работе топливного демпфера 15 марта 2021 г. вице-премьер А. Новак сообщил, что корректировка демпфера запланирована на 1 мая 2021 г.
В результате формула демпфера была скорректирована в пользу нефтекомпаний, о чем они неоднократно просили ранее.
Так, со стороны ВИНК на необходимость такого решения после предыдущего совещания по топливному рынку в январе 2021 г. указывал глава Газпром нефти А. Дюков.
Автор: Д. Савосин