Москва, 12 янв - ИА Neftegaz.RU.Объемы производства бензина достаточны для покрытия внутрироссийского спроса и поддержания необходимых запасов.
Об этом сообщило Минэнерго.
В 2020 г. потребление бензина 5го класса в России снизилось на 5,6% по сравнению с уровнем 2019 г.
В течение 2020 г. наблюдался спад производства нефтепродуктов.
При этом поддерживался необходимый уровень запасов топлива на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и предприятиях нефтепродуктообеспечения во всех регионах России.
По мере увеличения деловой активности в различных регионах и ослабления отдельных ограничений, связанных с пандемией коронавируса, наблюдается восстановление спроса на бензин на внутреннем рынке.
Для недопущения дефицита бензина на автозаправочных станциях (АЗС) и, соответственно, экономически необоснованного роста цен на российском рынке, Минэнерго совместно с ФАС и профессиональными участниками рынка в рамках работы оперативного штаба постоянно ведет мониторинг производства и отгрузок топлива на внутренний рынок и экспорт.
Несмотря на колебания биржевых и оптовых цен на нефтепродукты в России в 2020 г. рост розничных цен благодаря действующим механизмам регулирования был ниже инфляции.
Так, увеличение розничных цен на бензин АИ-92 в России в 2020 г. составило 2% при предварительной оценке инфляции на уровне 4,9%.
В соответствии с законодательством РФ, цены на нефтепродукты формально не подлежат госрегулированию и зависят, в т.ч., от цены нефти на мировых рынках.
Чтобы сгладить резкие колебания цены, в России действует специальный налоговый механизм - демпфер.
На данный момент анализ Минэнерго позволяет сказать, что в 2021 г. темп роста розничных цен на нефтепродукты также сохранится в пределах инфляции, несмотря на рыночные колебания цен на оптовом рынке.
В текущих ценовых и макроэкономических условиях величина демпфера на бензин невелика и составляет около 1000 руб./т, что является индикатором относительного паритета между мировым и российским рынками нефтепродуктов.
Плановое изменение акциза на бензин в 2021 г. составило 510 руб./т (увеличение на 4% по сравнению со ставкой акциза, действующей в 2020 г).
11 января 2020 г. зампред правительства А. Новак заявил, что рост цен на бензин в 2021 г. не превысит уровня инфляции.
Таким образом в правительстве комментируют возобновившийся в декабре 2020 г. рост цен на бензин на бирже.
Эксперты предупреждают о возможном росте цен на бензин в начале 2021 г. вслед за ростом цены нефти.
Курс рубля продолжает оставаться слабым, что увеличивает для нефтекомпаний привлекательность экспорта бензина, как и снижение экспортной пошлины из-за налогового маневра и рост акцизов с января 2021 г.
Напомним, что суть работы демпфера в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких - наоборот, должны платить государству сверхприбыли.
Он был внедрен, чтобы во время роста мировых цен на нефть, когда стоимость нефтепродуктов в других странах растет вслед за сырьем, нефтекомпании в погоне за выгодой не пренебрегали российским рынком, отправляя большие объемы топлива на экспорт.
В то же время при падении мировых цен на нефть, они отдают в бюджет часть сверхприбыли, которую получают при продаже бензина в России по высоким фиксированным ценам.
Демпфер позволяет ценам на бензин оставаться относительно стабильными, при этом мешает снижению ценников на российских АЗС.
Автор: Д. Савосин